Sinclair Master, 36 лет
Екатеринбург, Россия
За последние два десятилетия в философии остро стоит вопрос о месте человека в
современной действительности. Нередко встретишь мнение, что человек теряет свою
идентичность, а на смену ему грядет человек-фактор, лишенный всяких желаний и
чувств – робот с искусственным интеллектом.
Опасения, вызванные такой трансформацией человека небезосновательны: во-первых,
стремительное развитие инновационных технологий отодвигает деятельность
познающего человека на задний план; а во-вторых, ситуацию осложняют разговоры
представителей постсубъектной философии о «смерти человека».
Представители постмодернизма, поструктурализма, неопозитивизма объявляли идею
человека с его психикой главным мошенничеством. Мышление и деятельность – вот
главные субстанции, которые необходимо развивать и описывать без человека или,
иначе, без субъекта действия.
Человек растворяется в своих отношениях с другими, исчезает, поэтому нужно
мыслить в пустом пространстве, где уже нет человека. А всем тем, кто еще хочет
говорить о человеке, кто хочет исходить из человека в поиске своей истины,
можно лишь противопоставить безмолвный философичный смех.
Техника берет реванш над естественным человеком, «генная инженерия,
манипулируя человеческой телесностью, разрушает, деструктурирует его
целостность как организма, уничтожая человеческую идентичность; победа над
означающим означает ликвидацию субъектности и самости человека».
По мнению неопозитивистов, в рациональном нет ничего, что могло бы быть
сведено к субъективному опыту. Наука предполагает только точные знания, а
человек за основу берет чувственные данные.
Элиминация человека подразумевает отказ от истории, психологизма реальной
действительности. Деантропологизация реальности ведет к представлению мира в
виде знакового поля или диаграммы как чистой формы. По сути, представители
постсубъектного направления отказывались от индивидуальной жизни человека, то
есть речь шла о смерти человека эмпирического.
Безусловно, разговоры о смерти человека возникли не на пустом месте. Высокий
темп развития техники привел к экологическому кризису, а с ним и к кризису
самого человека. «Возникает все больше индивидов, характеризующихся
«размытой идентичностью», сознание которых оказывается
фрагментированным, и которые не могут ответить на вопрос кем они являются
(«кто я такой»)». Это не человек, если «не может нести
ответственность за свои поступки, а тем самым не может считаться человеком в
принятом до сих пор смысле слова».
Современная тенденция в философии элиминировать человека из процесса познания,
придать знанию виртуальный характер синонимична понятию постчеловеческой
реальности. Постчеловечность – значит бессубъектность, стремление освободить
познавательный процесс от человека – субъекта познания. Вывести на подиум
познания кого-то Другого, постчеловека, свергнуть с пьедестала Homo vitae
sapiens и поставить на это место того, кто живет в среде информационных
технологий, в виртуальной реальности.
Постчеловеческая среда и характерная ей рациональность переводят человека в
состояние постчеловека. Вопрос существования реального человека не только не
ставится, о нем в такой киберреальности и речи быть не может. При таких
обстоятельствах человек перекладывает обязанности с себя на другого, снимая
ответственность за происходящее. Поэтому ему проще быть постчеловеком или
не-человеком, гомоутером, обезличенным своими же руками.
Размытая граница в киберпространстве между реальным и воображаемым оказывается
близкой реальности сновидений. Создаваемое «виртуальное Я» сильно
отличается от реального, а его создатель предпочитает жить в киберпространстве,
нежели в обычной жизни. Примером может послужить фильм американского режиссера
Джеймса Кэмерона «Аватар», где явно показано превосходство
виртуального мира над реальным. Главный герой фильма – бывший калека-солдат
предпочел обыденную жизнь виртуальной. Он может все, что не мог ранее: ходить,
отлично прыгать, лазать по деревьям. Его вполне устраивает его новое тело¸
оно лучше и крепче прежнего. А в реальности он – никто, подопытный инвалид, а
потому для него «виртуальное Я» ценнее реального. Герой фильма так и
остается жить в виртуальном мире, а в настоящем его уже попросту нет.
Для многих такой переход в другую реальность, постчеловеческую, является не
только возможным, но неизбежным будущим. А подмена человека постчеловеком
становится очевидностью.
2022-04-19 в 15:31