Юрген Хольтман, 59 лет
Москва, Россия
Святая Жанна д’Арк - действительно одна из самых (если не самой) неоднозначных и
противоречивых католических святых. Во-первых, совершенно непонятно, за что,
собственно, её канонизировали (причём, что занятно, аж в 1920 году – через
пять столетий после смерти).
Ведь все её заслуги не имели ни малейшего отношения ни к защите, ни к
распространению католической веры, ни даже к благотворительности. Во всяком
случае, она не сделала ровно ничего даже из довольно минимальных требований
Евангелия от Матфея (25:31-46), которые многие считают сутью христианства. Да и
с Нагорной проповедью Спасителя её деяния имели очень мало общего (точнее,
ничего общего). Как и вообще с евангельским вероучением.
Жанна д’Арк, по большому счёту, добилась в своей жизни только одного – помогла
возвести на престол Карла VII – к слову, сказать, претендента, обладавшего
наименьшими правами на этот престол (хотя, как потом выяснилось, наибольшими
способностями к управлению государством).
Поскольку в то время (начало XV века) наций как таковых не существовало (как и
национальных государств), говорить о роли Жанны в какой-то
национально-освободительной борьбе не приходится
Ибо не было никакой такой борьбы – была банальная грызня за власть и территории
между тремя группировками, каждая из которых представляла собой весьма
интернациональный сброд).
Командовала войсками отнюдь не Жанна (она была лишь символом – источником
вдохновение), а некий Жиль де Рэ (получивший, на минуточку, в 25 лет чин
маршала в армии дофина).
Позднее совершенно незаслуженно оболганный и безвинно приговорённый к смерти по
сфабрикованному обвинению в убийстве нескольких сотен детей (да-да, это тот
самый Синяя Борода). В общем, жертва политических интриг par excellence.
Да и с обвинением в ереси (за которое её, собственно, и сожгли) не всё ясно.
Есть мнение, что не таким уж и необоснованным было это обвинение. А её
реабилитация в 1456 году была как раз обусловлена чистой политикой (и пиаром),
ибо как-то неудобно было, что царствующего монарха на престол возвела еретичка,
впоследствии сожжённая на костре по приговору епископского суда.
Если её вообще сожгли. Ибо версия о том, что на самом деле вместо неё сожгли
какую-то накачанную наркотиками несчастную, оказавшуюся в неподходящее время в
неподходящем (для неё, разумеется), месте, а саму Жанну тихо вывезли в
безопасное место (выкупили, то есть), скажем так, имеет под собой весьма
серьёзные основания.
Ибо иначе нехорошо получается - она дофина Карла на престол возвела, а он и
пальцем не пошевелил, чтобы спасти её от ужасной смерти на костре (а то и вовсе
сдал бургундцам). Это тааакое пятно на репутации…
А в те годы репутация монарха – это если не всё, то почти всё. Тем более, что
такое предательство – единственный случай в биографии этого в целом,
выдающегося и исключительно порядочного короля.
Лично я считаю, что просто чудовищно распиаренная «Орлеанская Дева»
была не более, чем марионеткой в умнейших и искуснейших руках настоящего творца
победы Карла VII (и французского войска).
Великой (реально великой) Иоланды Арагонской - «королевы четырёх
королевств»; по отзывам современников, прекраснейшей и мудрейшей из всех
принцесс христианского мира. И... тещи дофина, будущего короля Карла VII.
Именно её, а никакую не Жанну (отмороженную на всю голову, если не вообще
сумасшедшую) совершенно справедливо называли «женщиной, создавшей
Францию»...
Сейчас уже нет никаких сомнений в том, что и появление Жанны при дворе дофина,
и её разговор с будущим королём были спектаклем, умело срежиссированным
Иоландой. Как и, разумеется, все предыстория – Жанну и нашли, и тщательно
подготовили люди Иоланды Арагонской.
Известно и другое - что и оборона Орлеана, и содержание армии Жанны, впрочем,
как и шинонского двора дофина, осуществлялись практически полностью на деньги
королевы Иоланды...
2021-09-11 в 12:02