Сергей Громов, 42 года
Одинцово, Россия
На фото — индейцы бороро во время традиционного праздника в своей деревне.
Бороро живут на плато Мату-Гросу на юго-западе Бразилии. Расположение домов в
каждой деревне подчиняется строгим правилам (что характерно и для других
примитивных народов). Cоциальная структура общества, традиции и верования
находят прямое отражение в размещении жилищ друг относительно друга.
Итак, как же устроена деревня бороро? В центре деревне, насчитывающей примерно
50–100 жителей, стоит мужской дом. Это жилище холостяков и место сбора женатых
мужчин; женщинам входить туда строго запрещено. Женщина, точнее девушка,
бывает здесь лишь раз в жизни — чтобы сделать предложение своему будущему мужу.
Мужской дом — самая большая хижина в деревне. Так, в одной из деревень его
размеры составляли примерно 20 × 8 м. Вокруг дома идет широкая кольцевая
полоса необработанной земли. Здесь расположена площадка для танцев, прилегающая
к мужскому дому, — огороженный участок утоптанной, лишенной растительности
земли. По периферии деревни располагаются семейные хижины, где живут
супружеские пары и их дети. Счет происхождения членов племени ведется по
материнской линии, а после заключения брака муж переходит жить в дом жены.
Поэтому «владеют» хижинами женщины. От мужского дома к ним ведут
тропинки, так что, если смотреть сверху, деревня бороро напоминает колесо
велосипеда или телеги, где семейные дома служат ободом, тропинки к ним —
спицами, а мужской дом — ступицей.
Таким образом, в селении бороро имеется оппозиция между центром и периферией.
Это, во-первых, противопоставление мужского (центр) и женского (периферия)
начал, и, во-вторых, священного (мужской дом и площадка для танцев,
служащие, в том числе, для разного рода церемоний) и несвященного, или
бытового (хижины).
Но это еще не всё. Поперечник деревни делит население на две группы — северную и
южную. Это деление очень важно в жизни бороро. Прежде всего, оно регулирует
брачные отношения. Каждый житель деревни принадлежит группе (половине) своей
матери, и при этом может вступить в брак только с членом другой половины.
Деление на две половины регулирует и многие другие стороны социальной жизни. К
примеру, умершего члена одной половины хоронят члены другой и наоборот.
Наконец, население распределяется по родам (их индейские названия даны на схеме
деревне). Это группы семей, которые считают себя родственниками по материнской
линии и имеют общего предка, нередко мифологического. Далее, каждая группа
семей разбита на три группы: высшую, среднюю и низшую (1, 2 и 3 на схеме). Это
деление влияет на брачные отношения. А именно, предписания обязывают мужчину из
данной группы вступать в брак с женщиной только из аналогичной группы (но из
другого рода).
Так что структура деревни как бы представляет собой книгу, в которой записаны
все важнейшие черты внутриплеменных взаимоотношений и традиций. И в жизни
индейцев бороро она имеет громадное значение. Одними из первых европейцев,
заметивших это, были миссионеры. Они смекнули, что наиболее верное средство
обратить бороро в христианство — это заставить их покинуть свою деревню и
поселиться в другой, где дома расположены параллельными рядами.
Приведенные выше сведения собраны в начале 1930-х гг. выдающимся французским
этнографом и философом Клодом Леви-Стросом. Уже тогда он писал, что культура
бороро — одна из немногих в Бразилии, оставшаяся относительно независимой от
влияния европейской цивилизации. А писал он о весьма труднодоступном и
загадочном тогда месте — плато Мату-Гросу.
Источники:
1) К. Леви-Строс. 2001. Структурная антропология.
2) К. Леви-Строс. 1994. Печальные тропики.
Фото © Mario Baldi (сделанное в 1934–1935 гг.) с сайта povosindigenas.com.
Алексей Опаев
14.10.2016 года
источник: https://elementy.ru/kartinka_dnya/162/Derevnya_indeytsev_bororo
примечание: Схемe деревни индейцев-бороро, кому интересно, можете посмотреть
по приведенной ссылке. Бросается в глаза то обстоятельство что сама структура
планировки поселений (деревень) у Бороро очень завязана на гендерные вопросы.
Делание население на "половины деревни", "рода" и "группы" вероятно создано для
избегания близкородственных браков. С одной стороны, кажется экзотика. А с
другой стороны подумаешь, вспомнишь как жили люди до эпохи интернета - в
типовой советской деревне в центре стоял сельский клуб, где по выходным
устраивались танцы и мужчины ходили туда искать себе жен, а женщины - мужей. Не
такая уж большая разница с Бороро, по сути то получается.
2021-05-07 в 17:41