Сергей Громов, 42 года
Одинцово, Россия
Группа антропологов из Университетского колледжа Лондона и Китайской академии
наук в Пекине обнаружили, что готовность к сотрудничеству и взаимовыгодной
кооперации зависит от уровня дисперсии женщин в том или ином сообществе. Так,
представители народов с матрилокальным типом семьи или матрилинеальным способом
наследования при условиях гостевого брака оказались менее склонны к кооперации и
более эгоистичны в своем поведении, тогда как общины народов с патрилокальными
семьями и высокой дисперсией женщин проявили высокую готовность к кооперации и
поддержанию общих ресурсов. Работа опубликована в журнале Nature
Communications.
Исследователи отобрали 720 испытуемых из 36 близко расположенных деревень на
юго-западе Китая. Среди них были представители разных сино-тибетских народов,
например, таких как Мосо, Пуми и Хани. Уникальность этого места заключалась в
том, что, скажем у народа Мосо существует матрилинеальный способ наследования,
гостевой брак (так называемая дуолокальная семья). Иными словами женщина
является главой семьи, владеет домом и хозяйством. С ней проживают ее дочери
(наследующие затем имущество) и сыновья, тогда как мужья проживают в семьях
своих родителей и навещают жен лишь периодически по ночам. Так как родство
отсчитывается по материнской линии – женщины имеют множество сексуальных
партнеров, а дети зачастую не знают кто их отец. Все женщины практически не
покидают родной деревни – рождаются, вступают в брак и умирают там же. Это
сообщество с низкой дисперсией женщин.
В то же время у хани можно наблюдать патрилокальный тип семьи, где главой дома
является муж. Хани практикуют многоженство и переезд женщин из семьи и дома
родителей в место проживания своих мужей. В таких сообществах у женщин меньше
сексуальных связей вне брака, а дисперсия женщин максимальна. У народа Пуми
можно наблюдать как матрилокальный, так и патрилокальный тип семьи.
Всем испытуемым предложили поиграть в несколько экономических игр. В первой они
должны были собрать общий денежный фонд, который затем мог быть использован для
каких-либо экстренных нужд любого из участников игры по его просьбе.
Представители Мосо жертвовали денег меньше всех, тогда как Хани наоборот
вносили значительные суммы.
В другой игре участники эксперимента создавали общий запас чая, откуда все
могли брать понемногу. Это вариант классической социальной дилеммы –
«Трагедии общинного поля». Какое-либо благо можно сохранить, если
все будут им пользоваться умеренно, однако если кто-то будет ставить свои
интересы выше других использовать благо бездумно, то оно быстро истощится. И
вновь, представители Хани брали чая меньше всех, тогда как Мосу себе в нем
совсем не отказывали.
Полный статистический анализ с использованием линейных регрессий также показал,
что женщины вообще в целом более эгоистичны (однако фактор принадлежности к
народам с матрилинейным браком значительно усиливает этот эффект), тогда как
мужчины более склонны к кооперации. Влияния возраста обнаружено не было.
В антропологии существуют две модели. Первая предполагает, что рост кооперации
должен наблюдаться в условиях, когда дисперсия в сообществе очень маленькая.
Вторая, наоборот, что дисперсия приводит к возникновению устойчивых связей
между разными удаленными кланами и ведет к наращиванию сотрудничества, так как
в тех кланах могут быть родственники, или женщины из них могут стать
потенциальными будущими женами. Полевое исследование антропологов подтвердило
правоту второй модели.
Даниил Кузнецов (24 октября 2015 года)
источник: https://nplus1.ru/news/2015/10/24/women-have-to-go-away
2019-10-02 в 09:54