Сергей Громов, 42 года
Одинцово, Россия
"Словосочетание полинезийский художник ассоциируется у нас в первую очередь со
знаменитым французским художником Полем Гогеном (Paul Gauguin) (1848-1903), в
последний период жизни работавшим сначала на Таити, а потом на Маркизских
островах (остров Хива-Оа). Возможно, для некоторых читателей станет откровением
сам факт того, что сегодня в Полинезии есть профессиональные художники,
признанные за пределами своих небольших островных стран и территорий. Их не
очень много, но они существуют. Пожалуй, самый известный из них – Марк Кросс
(Mark Cross), который большую часть года живет и работает на острове Ниуэ
(население – около 1600 человек). Формально Ниуэ является частью Новой Зеландии
и Марк Кросс соответственно гражданин Новой Зеландии. Тем более, он родился в
Окленде в 1955 году, а в Ниуэ переехал в возрасте 23 лет. Но фактически Ниуэ
это самоуправляемая территория с широкой автономией, имеющая собственную
конституцию (с 1974 года). Марк Кросс согласился дать интервью о своей работе и
о ряде других моментов.
Здравствуйте Марк. Спасибо что согласились дать для нас интервью. Начнем:
1) Вы родились в Окленде. Это самый большой город в Новой Зеландии. В 23 года вы
переехали на остров Ниуэ, где сейчас живет около 1600 человек. В вашей
биографии написано, что Ниуэ является родиной вашей жены. Смена места
жительства с мегаполиса на маленький остров не была для вас сложной? Вероятно,
в Ниуэ нельзя купить большую часть из того, что можно купить в Окленде.
-Да, это было в 1978 году, и Ниуэ тогда еще был очень примитивной территорией,
а его население составляло около 3000 человек. Я недолго работал инженером, но
обнаружил, что могу зарабатывать больше денег, создавая небольшие картины, и
развивая, таким образом, свою технику и стиль. Жить было тяжело, но нам не
нужно было много денег, потому что я сам выращивал еду и добывал морепродукты.
Это была гораздо более свободная жизнь, чем жизнь в городе. Но когда мои
картины стали лучше, мы вернулись в город (Окленд) в 1981 году, чтобы я мог
показать свою работу более широкой аудитории. За 8 лет моя карьера художника
стала успешной, после чего я стал планировать вернуться в Ниуэ, что мы с женой
и сделали в 1992 году. У нас все еще есть дом и студия к северу от Окленда, где
я провожу 3 месяца каждое лето.
2) Некоторые из ваших картин изображают объекты, плавающие в воде. Один из них
выглядит как корзина, другие – как странные предметы. Я не уверен, что понимаю
их правильно. Что это за объекты и что они символизируют?
-Я думаю, что вы имеете в виду поплавки, происходящие из обширной индустрии
промыслового рыболовства в Тихом океане. Мы никогда не видим эти рыболовные
суда, но мы собираем поплавки и сети, которые прибивает к нашим берегам. Эти
картины являются заявлениями о беспокойстве жителей тихоокеанских островов в
связи с истощением наших рыболовных угодий крупными странами, которые разрушают
наши источники средств к существованию и источники пищи. Другие картины с
пластиковыми предметами потребления, плавающими в воде, являются утверждением
о загрязнении пластиком наших океанов. К счастью, в Ниуэ нет течений, которые
приносят много отходов к нашим берегам (как например, на Гавайях), но мы
понимаем, что оно растет с каждым годом. Пластиковое загрязнение представляет
такую же угрозу для человечества, как и глобальное потепление, но о нем часто
забывают, фокусируясь на изменении климата.
3) На ваших картинах есть беспокойство по поводу ухудшения экологической
ситуации на планете. На одной из них изображены люди, свалки и дым. Но
экологические проблемы, бедность в ряде стран Африки, перенаселение на Гаити,
являются очень сложными проблемами. Как вы думаете, что мы можем с этим
сделать? Некоторые ученые настроены скептически и считают, что через 30 лет
человечество ждет глобальная экологическая катастрофа.
-Я ненавижу быть пессимистом, но я склонен верить этим ученым. Как уже
упоминалось, мы ездим в Окленд летом каждый год и постоянно видим рост
дорожного трафика, пластиковых отходов и населения. Люди, которые там живут,
не замечают, что это происходит вокруг них, но, хотя предпринимаются
определенные усилия для исправления ситуации, этого недостаточно, и поэтому
проблемы, вероятно, выйдут из-под контроля, если уже не вышли. И это в Новой
Зеландии, где население составляет менее 5 миллионов человек. Я не могу даже
представить, как это выглядит в странах, которые вы перечислили. Упомянутая
вами картина - «Сборщики листьев в сезоне энтропии» (Leaf Gatherers
in the Season of Entropy). Энтропия подобна тому как костер расходует все свое
топливо и исчерпывает себя. Вывод - это то, что происходит сейчас с
человечеством. Цифры на картине представляют небольшие развивающиеся страны,
которые мало способствуют решению этих проблем, но больше всего страдают от
чрезмерного использования ископаемого топлива. В частности, это низкие острова
Тихого океана, береговые линии которых разрушаются в геометрической прогрессии.
Если не настаивать на том, чтобы ископаемое топливо и другие вещества,
создающие СО2, были сокращены, у меня нет решения этих проблем. Мы не должны
игнорировать расчеты ученых. Картины - это всего лишь мой маленький способ
попытаться создать понимание, скорее задавая серьезные вопросы, чем давая на
них ответы. Может показаться ироничным, что я провожу большую часть своего
времени в стране, которая мало страдает от какой-либо из этих проблем. Ниуэ
находится в гораздо лучшей ситуации с таким небольшим населением. Но это все в
какой-то степени затрагивает и нас, в основном из-за растущего числа
катастрофических штормов, которые посещают нас в сезон циклонов, и которые,
наряду с повышением среднегодовой температуры, создают угрозу для наших
прибрежных экосистем. А острова - это микрокосмы, аналоги Земли, потому что
все уменьшено, и мы можем более ясно видеть, что происходит.
4) Я не смог найти в Google фотографий вашей инсталляции «Храм
изобилия» (Shrine to Abundance). Можете ли вы рассказать нам немного об
этой работе?
-В 1990-х у нас был небольшой художественный коллектив, который после показа
группового шоу в Окленде попросили создать художественное произведение для
Азиатско-Тихоокеанского биеннале в Брисбене (Австралия). Эта работа была сделана
и установлена в транспортном контейнере. Она называется «Tulana
Mahu», что по-английски означает «Храм изобилия». Это был
праздник изобилия еды, выращенной в Ниуэ, но контейнер также представлял
импортированную еду, на которую теперь Ниуэ тоже полагается для большего
пищевого разнообразия.
5) Расскажите нам немного о традиционной культуре и искусстве острова Ниуэ. В
публикациях на русском языке пишут, что на острове сохранились традиционная
музыка и танцы. Кроме того, несмотря на то, что большинство жителей Ниуэ
являются христианами (преимущественно протестантами) и ходят в церковь, у них
все еще сохраняются некоторые традиционные ритуалы, связанные с рыболовством.
-Да, хотя остров был христианизирован в 19-м веке английскими миссионерами,
церковь, здесь является скорее социальным, чем духовным институтом. Однако
некоторые местные жители действительно религиозны как христиане. Но во многих
местных гимнах и традиционных песнях до сих пор упоминаются старые
анимистические боги, такие как Тангалоа. Эти боги принимают разные формы, но
являются общими богами, характерными для всей Полинезии. Старые боги и
верования переплетаются здесь с современным христианством, что придает религии
уникальные ниэуанские оттенки. Да, существует ряд ритуалов, связанных с
рыболовством и земледелием, и одним из важнейших ритуалов является
благословение ямса, которое происходит каждый апрель, в сезон сбора урожая
ямса. Это изначально был традиционный полинезийский ритуал, но сейчас он
совершается христинской церковью.
6) На русском языке есть публикации о художниках Новой Зеландии и Гавайских
островов. Из художников, работающих на маленьких островах Полинезии, я знаю
только о вас и о французской художнице Мелани Дюпре (Melanie Dupre), которая
живет на острове Хуахине (Французская Полинезия). Не могли бы вы назвать имена и
фамилии других известных художников, работающих на небольших островах
Полинезии, чьи работы можно посмотреть в интернете?
-У меня есть два друга - художника, которые выставляются на международном
уровне и живут в основном на островах Полинезии. Оба сосредоточены на своей
идентичности как островитян Тихого океана, но выросли в городах Новой Зеландии.
Самым знаменитым из всех является Джон Пул (John Pule), который также известен
как поэт и романист. Он покинул Ниуэ в возрасте двух лет, в начале 60-х и
приобрел репутацию живописца, сосредоточившись на традиционном искусстве хиапо,
более известном как тапа или ткань из коры. Он построил дом в Ниуэ четыре года
назад и сейчас проводит большую часть своего времени здесь, выставляя свои
работы в основном в Новой Зеландии, а также в музеях других стран мира. Его
работа, это своего рода связь между традиционными и современными формами
искусства. Он был вовлечен в обширный обзор искусства тапа (ткани из коры) в
Королевской академии художеств в Лондоне. Эта выставка теперь переехала в Музей
Президента Франции Жака Ширака в Париже и откроется через 2 недели. Джон примет
в ней участие.
Махирики Тангароа (Mahiriki Tangaroa) более героичная в попытке жить на своей
родине Раротонга, на островах Кука, и одновременно работать на зарубежный
рынок. Выросшая в Крайстчерче (Новая Зеландия), и получившая степень в области
фотографии, она вернулась на Раротонга в возрасте около 20 лет и начала
рисовать. Сейчас ей за 40, она продолжает выставляться в Новой Зеландии и
принимает участие в художественных ярмарках в Нью-Йорке, постоянно проживая в
Раротонга. Как и у Джона Пула, ее работы основаны главным образом на
традиционном искусстве. Ее назвали в честь бога Тангароа (в Ниуэ его называют -
Тангалоа), который является основным богом в ее культуре. Я должен добавить,
что Раротонга сейчас это крупный туристический центр, поэтому там есть местный
рынок искусства. В частности, оно продается через дилерскую галерею Bergman
Contemporary Art, имеющую международные амбиции, с которой я также связан.
7) Вы слышали о таком человеке, как Николай Мишутушкин (1929-2010)? Он родился
во Франции, но его родители были эмигрантами из России. Я не считаю, что его
картины особенно интересны, но он многое сделал как исследователь и
коллекционер полинезийского искусства.
-Да, Николай и его друг Алоис Пилиоки были пионерами современного искусства на
островах Полинезии. Я не знаком с работами Николая, но у меня есть несколько
друзей, в коллекциях которых есть картины Пилиоки.
8) Об искусстве Новой Зеландии на русском языке есть статьи, хотя я и не могу
сказать, что их очень много. В этом году я написал несколько статей и заметок о
найфмейкерах и резчиках из Новой Зеландии. А вы знаете что-нибудь о русской
культуре и русском искусстве?
-Нет, не очень, хотя я все еще слушаю музыку Арво Пярта и Хенрика Горецки, и
понимаю, что они не вполне русские. И я всегда слушаю рассказы Владимира
Набокова, когда рисую, хотя наряду с Игорем Стравинским он, возможно, широко
известен в англоязычных странах, потому что эмигрировал в Америку. Я много
читал об искусстве разных стран мира, когда я был моложе, но потом у меня
стало не хватать на это времени. Однако это была в основном история европейского
искусства и американского современного искусства. Я помню, что кто-то устраивал
выставку русского искусства в Новой Зеландии в начале 1990-х годов. Во период
перестройки и в 1990-е годы был большой интерес к России и странам бывшего СССР.
Я видел выставку, но на ней в основном были представлены маленькие и
традиционные картины, так что ничего из представленного не было выделяющимся
для меня. Если бы у меня было время исследовать русское искусство серьезнее, я
уверен, что нашел бы многое, что было бы для меня интересным. Мне всегда
нравились работы Виктора Сафонкина, с тех пор, как я в первые увидел его
работы в интернете, может быть, лет 15 назад, и у меня есть не очень
известный друг-художник Рамиль Шагидуллин (Ramil Shagidullin) из Молдавии,
который рисует очень хорошие реалистичные натюрморты, а также другие
традиционные сюжеты.
9) И в прошлом были художники, которые работали на небольших островах.
Например, Питер Ле Льевре (Peter Le Lievre) (1812-1878) с острова Гернси или
Самал Йоэнсен Микинес (Samal Joensen-Mikines) (1906-1979) c Фарерских островов.
Им было трудно добиться признания. Но сегодня у нас есть интернет и более
совершенный транспорт. Как вы думаете, в ближайшем будущем появятся более
интересные художники, работающие на небольших островах и в других
труднодоступных местностях, таких как горные районы или холодные территории
крайнего севера?
-Настоящая проблема с проживанием на острове или в каком-либо изолированном
месте заключается в том, что люди ожидают, что ваша работа будет связана
именно с этим местом. Я понял это много лет назад и понимаю, что часто
использовал ландшафты и морские пейзажи Ниуэ, но я всегда пытался использовать
их как средство для передачи гораздо более универсальных идей. Простое
сосредоточение на отображении небольшой местности очень ограничивает творчество
художника, а также ограничивает его рынок сбыта. Да, интернет, безусловно,
облегчил жизнь в изолированных местах, где все еще практикуется искусство. Я
вышел на рынок в Новой Зеландии и на Гавайях до того, как у нас появился
интернет или даже электронная почта, поэтому я не решился тогда постоянно жить
в Ниуэ. И, живя в Ниуэ, теперь я, безусловно, многое узнал о логистике
рассылки искусства по всему миру. Художникам всегда придется полагаться на
крупные городские центры, чтобы продавать свое искусство, но сейчас эта
система рушится, потому что в провинциальных центрах создаются художественные
ярмарки и более авторитетные, чем раньше, дилерские галереи. С интернетом и
улучшениями в транспорте свободные и предприимчивые художники сейчас могут жить
там, где они захотят. Я написал статью об этом еще в 2002 году, но теперь это
стало гораздо более достижимым:
https://www.markcross.nu/articles/by-mark-cross/hyper..
10) Какой совет вы бы дали начинающим художникам?
-Работайте усердно и постарайтесь сами творить собственную удачу, потому что в
мире много удачи. Вам нужно жить и дышать тем, что вы делаете, а не просто
создавать и рисовать, чтобы вы могли называть себя художником. Если вы сделаете
это, вы сможете говорить о своих идеях, имеют ли они прямое или косвенное
отношение к вашему искусству. Используйте интернет, но вам все еще нужны
галереи, чтобы ваше искусство было доступно людям. Традиционно это были
дилерские галереи, которые по-прежнему являются лучшим вариантом, но сегодня
есть и онлайн-галереи, которые являются альтернативой, а также художественные
ярмарки, для которых вам не нужно собирать большие регулярные выставки. Книга,
которую я бы порекомендовал - «Мастерство» (Master) авторства
Роберта Грина (Robert Green). Она посвящена не художникам, а тому, как лидеры
в своей области достигли успеха.
Марк Кросс (Mark Cross)
Сергей Громов
14 июня 2019 года."
Источник: Мастера РЕЗЦА и КИСТИ
Вот тут меня иногда обвиняют в том что я, дескать пиарюсь на форуме, хотя у
меня нет коммерческих интересов на этом сайте, а мои публикации в социальной
сети читают в десятки раз больше людей чем мои темы тут. А давайте-ка я один раз
за полгода действительно попиарюсь и поставлю на этот форум одну статью,
которую я написал по работе для другого проекта.
А то ведь некоторые подозревают что я и по работе копипастом занимаюсь. Покажите
мне, где в 2019 году платят за копипаст, за него и в 2009 уже нигде не
платили, всем был нужен минимум рерайт.
Марк Кросс сейчас, кстати, совершает путешествие по Европе. В данный момент он
находится на острове Миконос (Греция) и решает куда ему лететь дальше - в Осло,
Хельсинки или в Москву. Надеюсь что я смог его заинтересовать Россией и мы
посидим с ним в "Царской охоте" в этом месяце.
2019-06-15 в 23:00