Сергей Громов, 42 года
Одинцово, Россия
На небольшом архипелаге Сан-Блас, принадлежащем Панаме, живет одно из самых
удивительных племен мира — куна. Куна верят, что Бог создал землю исключительно
для них.
Если вы прилетите в Панама-Сити, то первое, что увидите на улицах города, —
красивых женщин в алых платках, расшитых платьях и блузках, с браслетами на
руках и ногах, важно передвигающихся по улицам. В руках у них корзинки с
вышитыми аппликациями «мола» — гордостью каждого куна. Женщины
приезжают на несколько часов с островов архипелага Сан-Блас, чтобы продать
текстиль, а вечером возвращаются домой.
А ведь по сути куна удалось то, что не вышло у многих индейцев Америки, —
получить полную автономию. Около 50 000 куна, проживающих на территории Панамы,
заявили о своем праве на землю и независимость. И в 2010 году правительство
страны их поддержало. (О том, как так получилось, — в интервью индейца племени
куна«Моей Планете».).
Сейчас большинство живет на архипелаге Сан-Блас, который насчитывает более 350
островов. Небольшие поселения куна есть в центральной части страны и около
Дарьенского пробела. Несмотря на хорошие отношения с властями и регулярное
общение с внешним миром, племя до сих пор живет по своим правилам, соблюдая
традиции предков. Сами они себя называют «гуна», в их языке нет
звука [к].
Куна живут в небольших общинах, которыми руководит вождь — сайла. Раньше его
назначало МВД Панамы, сейчас куна выбирают сайлу сами, основываясь на его
возрасте и умении петь, потому что вождь обращается к жителям в форме
песни.
Сайла отвечает за порядок в общине, распределяет общественные работы, помогает
в решении спорных ситуаций, дает разрешение на поездку в столицу. Если сайла
скажет, что все идут помогать строить хижину, то все идут строить хижину.
Второй человек в племени — неле, шаман, который предсказывает погоду и лечит
жителей. Сайлой может стать как мужчина, так и женщина, но выбирают в основном
мужчин — из-за вокальных способностей. А вот неле традиционно становится женщина
— у нее лучше связь с природой, как считают куна.
Несколько раз в месяц все взрослые общины собираются на кабильдо, где принимают
решения о местах для ловли рыбы, продажи кокосов, мола и разрешают споры.
Куна являлись главными поставщиками кокосов во всем регионе, и с давних пор
плоды служили универсальной валютой. За каждой общиной закреплялся свой участок
земли с пальмами. Землю обрабатывали вместе, доход от продажи кокосов делили
между теми, кто работал, а часть оставляли в общей казне. При этом они
торговали кокосами с жителями Панамы и Колумбии нелегально, что не раз служило
конфликтом между двумя странами.
Помимо общей земли за жителями закреплялись пальмы в индивидуальной
собственности. Поэтому местные жители рассчитывались кокосами за продукты
питания и необходимые вещи. И до сих пор на островах кокосовые орехи являются
главным предметом товарообмена.
В семье куна отмечают всего три праздника: рождение девочки, ее взросление и
замужество.
Женщины занимают главную позицию в иерархии семьи и общества. Причины этому
две.
Первая — проживание куна на островах и их небольшая плотность расселения. Когда
угроза нападения минимальна, мужчина теряет свою функцию защитника. Вторая —
легкий способ добыть пропитание. Агрокультура, ловля рыбы и торговля — главные
занятия на островах.
Женщины полностью контролируют сферу агрокультуры и торговли. И даже общинная
собственность на землю находится в их управлении. Они могут продавать, покупать
и распоряжаться имуществом, как хотят. Мужчина, чтобы продать или купить
что-то, должен спросить жену.
В пять лет девочкам прокалывают уши и нос, чтобы надеть первые атрибуты
красоты: кольцо, которое вдевают в перегородку носа, и огромные золотые
серьги. По мере взросления серьги и кольцо становятся крупнее, а на руках и
ногах появляются изящные ожерелья и украшения из бисера.
Момент созревания у девушки, как считают куна, наступает в 13−14 лет. Ее
переводят жить в специальный дом, где она готовится к замужеству. В течение
четырех дней, пока родственники подыскивают подходящего жениха, над девушкой
проводится ритуал посвящения: женщины поливают ее водой, чтобы закалить и
подготовить к первой брачной ночи. В доме невесты тем временем собирают всех
юношей деревни, приходят родственники, соседи, дарят подарки, танцуют и поют
песни. На третий день праздника девушка должна назвать имя того, кого она хочет
видеть своим мужем. И тут происходит самое интересное. У жениха есть возможность
трижды убежать от невесты, и каждый раз его отправляются «ловить»
друзья и родственники семьи.
Считается, что если юношу не смогут поймать в третий раз, то невеста вправе
назвать имя другого жениха. И тогда все повторится сначала. На деле это всего
лишь часть ритуала. Невеста, которая в будущем будет всем руководить, просто
показывает, что дает жениху «свободу» выбора. После проведения
церемонии бракосочетания жених переходит в семью жены.
У куна есть предание, что Луна, одно из главных божеств, вышла из реки.
Поэтому местные женщины рожают детей в водоеме. Вместе с женой готовится к родам
и отец. За несколько дней до планируемого события он оставляет работу и
отдыхает. А в момент непосредственно родов супруг ведет себя так, будто рожает
именно он. Куна считают, что если будущий отец будет кричать, то часть болевых
ощущений перейдет к нему и роженице будет легче.
После появления ребенка на свет мать омывает его в реке или море, сама купается
и приступает к повседневным делам. А родивший отец еще несколько дней отдыхает в
гамаке, приходя в себя.
У куна самый большой процент рождения детей с недостатком меланина во всем мире
— один ребенок на каждые 150 жителей. Местные верят, что лунные дети — так
называют альбиносов — появляются, если отец или мать ребенка долго
Альбиносы выполняют определенную функцию в общине — защищают ночное светило от
дракона, который пытается съесть Луну во время затмения. Даже проводятся
специальные обряды. Во время затмения дети-альбиносы выходят на улицу со
стрелами и луком и сопровождают обряд танцами, имитируя сражение с
драконом.
Однако у ученых есть свое объяснение — небольшой ареал расселения куна и
вступление в брак только с соплеменниками порождает быструю передачу генов.
Достаточно двум родителям иметь ген альбинизма, чтобы родился ребенок-альбинос.
Но куна уверены: все дело в Луне и божественной принадлежности ребенка. Поэтому,
когда рождается альбинос, его окружают заботой и оберегают от тяжелых работ.
Совсем другое отношение, чем в Танзании, где за детьми-альбиносами ведется
настоящая охота. Кстати, альбиносы встречаются и среди животных.
Куна дают максимальную свободу детям. И если в какой-то момент мальчики захотят
вести себя как девочки, а девочки — как мальчики, их никто не будет
переучивать и отговаривать, а примут такими, какими те хотят быть. Первое
встречается намного чаще (матриархат же!), таких мальчиков зовут
«омеггид», что в переводе с языка куна обозначает «как
женщина». Когда мальчики вырастают, они полностью берут на себя женские
обязанности, и многие преуспевают в вышивании мола.
Куна знамениты на весь мир своими вышивками — мола. Со стороны кажется, что
аппликация выполняется просто: на небольшой кусок ткани накладывают полоски
другого полотна и красиво соединяют разноцветными нитями, потом пришивают еще
одни полоски и так до тех пор, пока не получится задуманный рисунок.
Чаще всего женщины куна используют в мола мифологические прообразы: дерево жизни
«палувала» или изображения птиц, животных, растений. И в вышивке
традиционно предпочитают красные цвета.
Издавна женщины куна собирались в специальных домах и курили табак, обращаясь к
злым духам, чтобы те не причинили им вреда. Перед проведением ритуала женщины
наносили на лицо татуировку — сплошную линию черного цвета от макушки до кончика
носа. Краску добывали из местного дерева сабдур. Чуть позже такие линии стали
наносить взрослым мужчинам и детям для защиты. Традиция защитных татуировок
сохраняется до сих пор.
Источник: https://news.mail.ru/society/37220589/?frommail=10
Вот, специально для любителей и любительниц темы матриархата, средний по
объему (6730 знаков) текст про матриархат в племени Куна (Панама), живущем на
архипелаге Сан-Блас. Очень своеобразный народ на историю которого большой
отпечаток наложила островная изоляция, а на современность - автономия, которую
они выбили у панамского правительства. Кроме того, у них терпимое отношение к
ЛГБТ.
2019-05-08 в 14:34