Начало

Афиша

Чат

Дневники

Форум

Сейчас на сайте: 230, в чате: 0, новых: 29

БДСМ форум

Начало » Общение на любые темы » Легко ли быть горцем: как живется мужчинам на Северном Кавказе

Легко ли быть горцем: как живется мужчинам на Северном Кавказе


Сергей Громов, 42 года

Одинцово, Россия

"Мужчинам на Северном Кавказе не хватает ресурсов для профессионального развития и для поддержки своих семей. Проблемы гендерного неравенства в регионе невозможно решить без устранения неравенств социальных и экономических.

Что делать, когда мать, жена и сестры считают, что ты в доме кормилец, а единственные места работы, куда тебя берут – это охранник на автостоянке или сторож на овощебазе? Как быть, если отец и дед завещали тебе защищать честь семьи, а тебя на каждом перекрестке может остановить с вымогательствами любой гаишник? Куда идти, если ты все время под подозрением – как террорист, как преступник, как наркоман?

Бедность, бытовая неустроенность, бесправие – проблемы, которые по данным исследования Фонда имени Генриха Бёлля и международного центра Free Happy People, больнее всего бьют по жизни мужчин на Северном Кавказе. О том, что гендерное неравенство в этом регионе растет из установленного в государственном порядке неравенстве социальном, oDR поговорил с координатором исследования, социологом Ириной Костериной.

Чем объясняется интерес к этой теме? Почему именно мужчины, почему именно на Кавказе?
Интерес возник на основании наших предыдущих исследований. Несколько лет назад мы (Фонд Генриха Белля в России – прим.ред.), по заказу некоторых северокавказских НКО, изучали положение женщин в регионе, чтобы лучше понимать, какие у них проблемы, с какими трудностями они сталкиваются и как лучше с этим работать. Например, выяснилось, что осведомленность о помощи, которую могут предоставлять местные НКО совершенно ничтожная – некоторые женщины даже и выражения “общественная организация” не знают. Кроме того, в этом исследовании вышел на поверхность огромный блок проблем про домашнее насилие: он вышел и при анкетировании, и в глубинных интервью с женщинами. Этой темы было невозможно избежать; мы увидели, что именно она волнует женщин больше всего.

Когда мы собрались группой – там были и исследователи, и активисты – чтобы обсудить эти свежие данные, мы поняли, что не ожидали такого масштаба трагедии в регионе. Мы оказались в растерянности и ужасе, было непонятно, что с этим делать. При этом было очевидно, что это насилие женщины не сами себе причиняют, оно не существует в вакууме, оно берется откуда-то, что-то его порождает, что-то его усиливает, что-то его легитимирует. И тогда появился импульс послушать и понять мужчин.

На Северном Кавказе есть пара десятков НКО, которые работают с женщинами, но где мужчины, что с ними происходит, чего они хотят, довольны ли они своей жизнью – этого мы вообще не знаем. До того момента вся работа была сосредоточена на женщинах, все руководители НКО и волонтеры – женщины, в 90% тренингах участвуют девочки или женщины, а мужчины выпадают.

Какие есть пересечения в исследованиях женщин и мужчин? Есть какие-то общие проблемы?
Мы сохраняли вопросы в анкетах примерно одинаковые, чтобы ответы были сравнимые. Оценка проблем в республиках у мужчин и у женщин очень схожая. В принципе, люди переживают за довольно базовые вещи – безработица, низкий доход, отсутствие возможностей для профессиональной самореализации, потому что рынок труда очень маленький. Экономические проблемы волновали одинаково и мужчин, и женщин. Люди также отмечали коррупцию, ощущение несправедливости, клановости. Какие-то бытовые неустроенности отличаются от Москвы, конечно же, но и схожи с российской глубинкой – типа незапланированного отключения света зимой, долгого отключения воды летом. В общем, жаловались на обычную бытовую неустроенность.

Стереотипы о том, какая работа является достойной кавказского мужчины больно бьют по репутации кормильца.
Но главное все-таки – отсутствие работы или стереотипы о том, какая работа является достойной кавказского мужчины. Эти представления еще сильнее ограничивают возможности выбора и больно бьют по репутации кормильца.

Есть ощущение, что насилие связано именно с ощущением неустроенности? Как это насилие интерпретируют женщины, откуда оно берется? И как его интерпретируют мужчины?

Очень по-разному. Насилие такая сложная тема, здесь нельзя сказать, что мужчины понимают так, а женщины понимают эдак, даже у женщин были разные ответы и оценки. На Кавказе есть часть людей, для которых насилие легитимировано тем, что оно неизбежное и всегда было.

Конечно, на уровень насилия очень сильно влияет милитаризация как следствие многих военных конфликтов, она на Кавказе гораздо выше, чем по России в целом. На Кавказе у людей до сих пор есть оружие. У нас как-то был тренинг в одном санатории, где нас кормили манной кашей с маслом – а кавказские юноши это не едят, конечно. Поэтому мы решили сами себе делать еду, пошли на рынок за мясом и овощами, и один участник из горного дагестанского села – единственный, кто вообще умел готовить – научил остальных делать походную шаурму. Но тут выяснилось, что нужны ножи, чтобы резать мясо и овощи. И тогда несколько из мужчин пошли к своимей машинам и принесли оттуда кинжалы. Они приехали с кинжалами! Я спрашиваю, зачем они вам нужны, что вы с ними собирались делать, а они мне – "в дороге всякое может случиться". Это холодное оружие, у него довольно большое лезвие, и если бы его нашла полиция, то могли бы быть проблемы. Хотя ГАИшнику тоже можно объяснить: "Брат, ты что, еду в другой регион, как же я могу без кинжала ехать". Они сами знают, как регулировать перевозку кинжалов. Так что оружия много, и оно не только холодное, есть и огнестрельное.

Но главное – у мужчин на Северном Кавказе есть сильное ощущение несправедливости. Там оно острее и сильнее, и накладывается, конечно, горская маскулинность, которая, по идее, должна быть вся такая независимая, и эту независимость и свободу российская империя уже на протяжении ста лет всячески пытается одомашнить, колонизировать и модернизировать. И это не идет на пользу, потому что насилие происходит как противовес этому внешнему давлению. В Чечне это выражено особенно, потому что силовая фигура Кадырова и его армии, которые имеют довольно обширные полномочия на местном уровне, создают безжалостную иерархию. Мужчины чувствуют себя очень уязвимыми, очень субординированными по отношению к системе.

К мужчинам применяется структурное насилие со стороны правоохранительных органов и всех остальных: бесконечные гаишники, которые тормозят, вымогают деньги, унижают, шантажируют. Правоохранительные органы не применяют это насилие к женщинам, потому что они их не могут трогать – в этом плане женщины защищены традициями. Когда в Ингушетии были митинги, ОМОН бил и хватал мужчин – но они не могли себя так же вести с женщинами. Чужая женщина, не из твоей семьи, ты ее не можешь даже пальцем тронуть, это табу. Поэтому у женщин насилие в приватной сфере, а у мужчин получается со стороны государства.

И конечно, самый влиятельный фактор – это общественное мнение. В некоторых республиках раньше местные правила не допускали для мужчин никаких проявлений чувств и эмоциональности по отношению к близким. Нельзя пойти с женой погулять или посидеть в кафе, нельзя встретить дочку из школы и обнять ее, нельзя признаваться в собственных неудачах и бессилии. Согласно местным адатам и кодексу горца мужчина должен был быть таким неуязвимым и безэмоциональным супер-героем. В последнее время местная жизнь больше регулируется исламской этикой, нежели адатами, и поэтому проявления чувств, любви, привязанности к жене и детям становятся более приемлемыми.

У мужчин на Северном Кавказе есть сильное ощущение несправедливости.
Вообще любовь и отношения становятся важной частью жизни кавказского мужчины, поэтому вполне объясним растущий запрос на многоженство, которое позволяет заключить второй брак “по любви”, а не потому что время жениться пришло, как часто бывало с первым ранним браком.

То есть, мужчины проявляют насилие по отношению к женщинам вслед за тем, как общество и государство проявило насилие по отношению к ним самим?

Представим себе гордого джигита из древнего рода, у которого сейчас у него нет работы и ему предлагают какие-то унизительные должности. У тебя жена и трое детей, тебе выедают мозг все твои родственники, что ты главный и за все ответственный – но при этом у тебя нет никакой власти. И тогда ты будешь искать, где эту власть взять, и она берется в выстраивании новой иерархии по отношению к своей жене, ведь больше ты ни с кем это иерархию выстроить не можешь.

Мама – уважаемый человек, это та женщина, которую мужчины слушаются на Кавказе: мама всегда права, мама может и жену подобрать. И остается эта одна-единственная женщина, которую он еще и не очень любит, потому что иногда женятся не по большой и чистой любви, а потому что время пришло, потому что хорошая девушка из хорошей семьи, и так далее. Нет сильной эмоциональной привязанности к этому человеку – и получается, что на ней можно срываться, можно кричать на нее.

Агрессия, насилие – это во многом модели поведения, рождающиеся из неуверенности в себе и в своем завтрашнем дне. Почти треть опрошенных вами мужчин говорят, что основные чувства, которые они испытывают – это беспокойство и тревожность.

Да, это так. И огромный процент отметили – “надежда на лучшее будущее”.
Это чувство характерно и для мужчин, и для женщин? У них схожее эмоциональное восприятие реальности?
Я бы сказала, что оно разное. Вспомним как во время экономического кризиса 90-х женщины побежали и переквалифицировались из учительниц в продавшиц и не делали из этого большой трагедии, а мужчины лежали, страдали и смотрели в потолок или шли в бандиты. Я бы сказала, что здесь какая-то похожая логика. Женщины на Кавказе живут в настоящем моменте и решают те проблемы, которые есть. У них больше солидарности, больше ресурсов, очень много общения друг с другом, поддержки, их это поддерживает. И при этом они больше реализуются в приватной сфере.

А мужчина должен реагировать и общаться с внешним миром и быть в публичном пространстве. В Чечне публичное пространство занято Кадыровым. В Дагестане – кумовство и коррупция, там мэров одного за другим сажают. Когда мужчины смотрят на политику, они видят, что рассчитывать не на что. Как взаимодействовать с внешним миром мужчинам на Северном Кавказе не очень понятно.

Когда мужчины смотрят на политику, они видят, что рассчитывать не на что.
Взаимодействие происходит, скорее, в не публичном пространстве, а в ближнем круге за пределами семьи. Социальные сети очень активно используются, дагестанские мужчины там делают постоянно какие-то стейтменты про жизнь, про ценности, как правильно жить, а женщины стейтменты не делают, они общаются в вотсапе и про бытовуху, им даже детей нельзя запостить в фейсбуке, иначе их сглазят, и себя красивую в инстаграме нельзя – муж будет ревновать.

Ваши исследования были инициированы северокавказскими НКО и проводились в сотрудничестве с ними. Может ли гражданское общество помочь мужчинам и женщинам в ситуации, когда и те и другие испытывают неравенство и насилие по отношению к себе?

Я не думаю, что проблему насилия может решить гражданское общество, она и для всей России примерно одинаково актуальна, просто на Кавказе есть одна специфика, в Москве есть другая специфика, а где-нибудь в Новокузнецке есть другая. В принципе, как устроено насилие и чем оно порождено – это везде довольно похоже. В отсутствии государственного вмешательства пройдет еще очень много лет, чтобы хоть что-то начало меняться. Сейчас декриминализировали домашнее насилие, и кризисные центры сказали, что уровень домашнего насилия вырос, потому что государство не дает наказывать насильников. У нас и так была очень плохая система защиты, а теперь она еще хуже.

Появились ли у вас, тем не менее, какие-то рекомендации как гражданскому обществу работать на Кавказе с темами, непосредственно связанными с семейностью, интимностью, с частной жизнью?

Гражданское общество там сейчас очень специфическое, потому что денег нет, организации вынуждены ориентироваться на президентские гранты, и выигрывают проекты, которые укладываются в традиционную риторику – традиционная семья, традиционные ценности, помощь молодым мамам и борьба с экстремизмом и терроризмом.

Когда приезжаем мы, мне пишут, что мы опять со своим феминизмом. Но за годы работы я вижу, что если не использовать пугающие слова "гендер" и "феминизм", а просто разговаривать про важные вещи, то очень много людей ходили бы на тренинги и дискутировали. Запрос на эти темы очень большой."

Источник: https://www.opendemocracy.net/ru/men-in-northern-caucasus/

Большая статья от британского фонда "Открытая Демократия" о гендерных вопросах на Северном Кавказе. Я националист и бываю предвзят, по отношению и к кавказцам и к либералам. Поэтому скажу вкратце. Во многих других регионах России у русских, татарских и прочих мужчин и женщин проблемы очень похожие, и не всегда все надо валить на государство. Наше государство далеко от идеала, но даже идеальное государство не будет работать за нас над решением наших проблем, в промышленных масштабах.

2019-05-03 в 17:58


Алиса 💜, 46 лет

Ростов-на-Дону, Россия

Не чОрный, а прямо газета "Известия")
А поверили ж, что уже фсё, больше выпусков не будет.
Вот наивные))))

2019-05-03 в 18:31


Anna, 45 лет

Йошкар-Ола, Россия

Хм. Демократия, говорите? Международный фонд имени кого-то там (кстати, даже пофиг кого)?
АКТИВИСТЫ-исследователи? НКО???

Дальше можно не читать.

О, да! Им же виднее. Крылатые долларово-авианосные звездно-полосатые демократы наши...

2019-05-03 в 18:39


Мрак о'Бес, 49 лет

Абрамцево, Россия

Озвученная проблема касается не только кавказских мужчин. Всем на современном перекошенном рынке труда кисло живётся.

2019-05-03 в 19:42


989, 36 лет

Махачкала, Россия

Не смог дочитать. Лично моё, субъективно, субъективное мнение (как человека родившегося, и всю сознательную часть жизни прожившего в Дагестане)

Уровень бедности у нас если не ниже, то уж точно не выше чем в целом по стране. Касаемо самореализации мужского пола, согласен отчасти . Однако если наше доблестное правительство, просто не будет нам мешать, эта проблема растворится сама собой

2019-05-03 в 20:54


Obscura, 51 год

Москва, Россия

Это кто "сильный мужчина"? Мужчина, которого родители преспокойно женят на не нужной ему девушке, и самолюбие которого будет болезненно уязвлено тем, что работа есть, но должность не крутая и зарплата не высокая?

Мне в этом видится некий когнитивный диссонанс :) "Сильный мужчина", ИМХО, должен сперва ну хоть как-то созреть...

2019-05-03 в 22:55


Сергей Громов, 42 года

Одинцово, Россия

Алиса

Я говорил что больше не будет публикаций на регулярной основе. Я не брал на себя обязательств не выкладывать вообще ничего на этот форум до скончания веков. 2-3 публикации в месяц возможно будут.

С уважением

2019-05-04 в 00:30


Ereser, 49 лет

Москва, Россия

Думаю, не только на Кавказе есть такие проблемы. Во всем мире все примерно одинаково в этом плане. Человек человеку волк. И никто и нигде не уступит свое хлебное место никому. Тем более на том простом основании, что ты кавказец (негр, мексиканец, еврей, русский) и тебе надо оставаться гордым. Все бы непроч быть богатыми и гордыми. Не только кавказцы. И не только мужчины.

2019-05-05 в 00:37


Ответить




BDSMPEOPLE.CLUB - BDSM/БДСМ знакомства

Информация о платных услугах и порядке оплаты

Здесь находится аттестат нашего WM идентификатора 000000000000 www.megastock.ru DASH accepted here

BDSMPEOPLE.CLUB

Данный сайт содержит материалы предназначенные для взрослой аудитории.

Если Ваш возраст меньше 21 года Вам запрещено просматривать страницы сайта.

Для дальнейшего просмотра сайта Ваш возраст должен быть больше 21 года.

Пожалуйста, подтвердите Вашу дату рождения: