Сергей Громов, 42 года
Одинцово, Россия
"Не исключено, что выражение «шведская семья» - это докатившиеся до
СССР отголоски западных представлений о Швеции как стране с сексуально
раскрепощенными гражданами. Этот образ появился в 1950-е годы на Западе, в
частности, в США и закрепился в выражении «шведский грех». Причины
этого явления можно рассматривать в культурной и политической плоскостях.
Характерно, что в первой половине ХХ века о Швеции совсем не писали как о
стране с «необузданной сексуальной свободой». Считается, что основу
такого международного имиджа Швеции положил кинематограф. В некоторых шведских
фильмах начала 50-х годов изображались обнаженные люди, сексуальные отношения
несовершеннолетних и т.п. И хоть по современным меркам «эротика» в
таких фильмах была весьма целомудренной, для того времени несколько секунд
обнаженной натуры в кадре выглядели революционно. Например, в фильме «Она
танцевала одно лето» (Hon dansade en sommar, 1951 г., реж. Арне
Маттссон), получившем Золотого медведя на Берлинском кинофестивале, несколько
секунд видно обнаженную грудь актрисы Уллы Якобcсон.
В 1953 году выходит «Лето с Моникой» (Sommaren med Monika, реж.
Ингмар Бергман). Эта история о девушке-подростке, которая оказалась
незаинтересованной в длительных отношениях, стала символом шведской
«свободной любви» благодаря откровенному киноязыку, в частности, в
известной сцене непринужденного купания голышом.
В 60-х годах идея «шведского греха» стала настолько популярной, что
ее начали воспроизводить в американском и европейском кинематографе. Так, в
итальянском мондо-фильме «Швеция: ад и рай» (Svezia, inferno e
paradiso, 1968 г., реж. Луиджи Скаттини) собраны все клише о «шведском
грехе»: лесбийские ночные клубы, порнофильмы, наркотики, алкоголизм,
самоубийства, свингеры и сексуальное просвещение среди подростков. А участие
шведской актрисы Кристины Линдберг в эксплуатационных эротических фильмах
«Дева в Швеции» (Maid in Sweden, 1971, Ден Вульман),
«Путешествие в Японию» (The Kyoto Connection, 1973, реж. Садао
Накадзима), «Триллер – жестокий фильм» (Thriller - en grym film,
1974 г., реж. Бу Арне Вибениус) и др. лишь утвердило стереотипы о якобы
распутных шведах.
На становление стереотипа повлияла и прогрессивная политика шведского
государства. Так, с 1955 года в Швеции введено обязательное половое просвещение
в школах. В 1969 году тут был снят первый в истории просветительский фильм об
интимных отношениях с комментариями сексологов. В 1971 году была легализована
порнография. Также в Швеции на государственном уровне более либерально
относились к контрацепции, гомосексуальности и т.д.
Стоит отметить, что на Западе распространение слухов об аморальности шведов
происходило на фоне отказа Швеции от вступления в НАТО, а также кампании
критики «государства всеобщего благосостояния», которое США
рассматривали как более «социалистический» путь развития в
противовес более «капиталистическому» американскому. Венцом этой
информационной кампании стала статья в журнале Time «Грех и Швеция»
(Sin and Sweden) журналиста и писателя Джо Дэвида Брауна. В этом тексте, часть
комментариев для которого была получена сомнительным с точки зрения
журналистской этики образом, Браун описывает Швецию как содом и гоморру 20
века: авторитет церкви якобы чрезвычайно низкий, в стране десятки тысяч
невенчанных пар, а примерно 10% младенцев рождаются вне брака. Упадок
общественной морали, по мнению автора, это результат социалистических
экспериментов правительства.
Окончательную точку в вопросе поставил президент США Дуайт Эйзенхауэр в 1960
году. Критикуя шведскую социальную политику, он отметил, что чрезмерные траты
на социальную сферу порождают «грех, обнаженку, пьянство и
самоубийства». Создание мифа о благополучной, но морально разложившейся
Швеции было завершено"
Источник: Википедия
Забавно, что американцы еще в 1960-е годы клеймили шевдов за гуманистические
вещи вроде терпимого отношения к геям и к контрацепции, а через пару-тройку
десятилетий сами развратились в этот отношении еще пуще шведов. Со второй
половины XX века мы живем в мире, в котором общественные нормы могут радикально
меняться в течении всего одного поколения (25 лет). Я не то чтобы вернулся,
просто у меня осталось три темы и мне пришлось выложить их все сегодня, пока у
меня рейтинг -19. А то мои критики опять загонят его в -30 и я опять не смогу
тут публиковаться. Всем добра и со светлым праздником Пасхи!
2019-04-28 в 13:49