Сергей Громов, 42 года
Одинцово, Россия
"Женщина с зонтиком (Глухая Берта в саду г-на Фореста) — картина Анри де
Тулуз-Лотрека из Государственного Эрмитажа. Эта картина написана в 1889 году и
является портретом парижской проститутки по прозвищу «Глухая Берта».
Примечательным является то, что неизвестный фотограф запечатлел работу над
картиной: здесь виден и сам художник, и его модель и четко различима картина.
Прекрасно видно что, несмотря на некоторую гротескность изображения,
Тулуз-Лотрек безупречно точен в изображении всех подробностей: предметы,
одежда, шляпка, поза модели и выражение ее лица — полностью соответствуют
картине. Главный научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Эрмитажа
доктор искусствоведения А. Г. Костеневич так описывает Берту: «Берта же
одета словно для парадного портрета: дорогая двуцветная шляпа из тонкой соломки,
зонтик, платье с кружевной отделкой. … Нет, Берта откровенно и терпеливо
позирует для портрета, который должен стать лучшим в её жизни. Ей, несомненно,
хотелось выглядеть светской дамой, в чём она почти преуспела, только художник
не удержался от иронии, пускай и не злой, а скорее участливой». Картина
написана в саду известного парижского фотографа Фореста, с которым у
Тулуз-Лотрека сложились дружеские отношения. Лотрек получил от Фореста
разрешение работать в саду когда ему будет нужно и удобно, на фотографии также
виден сарайчик, где Тулуз-Лотрек хранил свои принадлежности для рисования.
Здесь им было написано несколько картин: «Рыжеволосая женщина в саду г-на
Фореста» (1889, частная коллекция); «Жюстина Диель в саду
Фореста» (1889, Музей Орсе); «Портрет Дезире Дио» (1890,
Музей Тулуз-Лотрека в Альби), «Веселый Дио» (1890, Музей
Тулуз-Лотрека в Альби), «Золотая каска» (1890, частная коллекция)
и ряд других. Сам сад не сохранился, на его месте в 1899 году был построен
кинотеатр «Гомон»rufr. Впервые картина была показана публике на
выставке в Брюсселе в январе 1890 года, затем выкуплена торговцем картинами
Полем Розенбергом и перепродана им известному немецкому коллекционеру Отто
Кребсу. Во время Второй мировой войны была захвачена советскими войсками и
отправлена в СССР в счет репараций; долгое время хранилась в запасниках
Государственного Эрмитажа и была показана лишь в 1995 году на Эрмитажной
выставке трофейного искусства; с 2001 года числится в постоянной экспозиции
Эрмитажа и с конца 2014 года выставляется в Галерее памяти Сергея Щукина и
братьев Морозовых в здании Главного Штаба (зал 402). В 1890 году Тулуз-Лотрек
нарисовал еще один портрет Глухой Берты: «Женщина в чёрной шляпе» (в
частной коллекции)."
Источник: Википедия
Вообще знаменитые французские художники того времени портреты проституток
рисовать обычно брезговали, даже если пользовались их услугами. Но низкорослого
колченого калеку Анри де Тулуз-Лотрека (1864-1901) женщины не любили, так что
он регулярно искал утешения у проституток. Единственный серьезный роман в жизни
Анри - его отношения с экстравагантной художницей Сюзанной Валадон (1865-1938),
которая известна как первая женщина, принятая во французский союз художников
(1894). Лотрек нарисовал портрет Сюзанны под названием "Похмелье" (1888). Анри
де Тулуз-Лотрек умер от алкоголизма и сифилиса в родовом замке на руках у матери
в возрасте 36 лет.
2019-04-07 в 03:00