Сергей Громов, 42 года
Одинцово, Россия
"18. Тем не менее, браки у них соблюдаются в строгости, и ни одна сторона их
нравов не заслуживает такой похвалы, как эта. Ведь они почти единственные из
варваров довольствуются, за очень немногими исключениями, одною женой, а если
кто и имеет по нескольку жен, то его побуждает к этому не любострастие, а
занимаемое им видное положение. Приданое предлагает не жена мужу, а муж жене.
При этом присутствуют её родственники и близкие и осматривают его подарки; и
недопустимо, чтобы эти подарки состояли из женских украшений и уборов для
новобрачной, но то должны быть быки, взнузданный конь и щит с фрамеей и мечом.
За эти подарки он получает жену, да и она взамен отдаривает мужа каким-либо
оружием; в их глазах это наиболее прочные узы, это – священные таинства, это –
боги супружества. И чтобы женщина не считала себя непричастной к помыслам о
доблестных подвигах, непричастной к превратностям войн, все, знаменующее
собою её вступление в брак, напоминает о том, что отныне она призвана
разделять труды и опасности мужа и в мирное время и в битве, претерпевать то же
и отваживаться на то же, что он; это возвещает ей запряжка быков, это конь
наготове, это – врученное ей оружие. Так подобает жить, так подобает
погибнуть; она получает то, что в целости и сохранности отдаст сыновьям, что
впоследствии получат её невестки, и что будет отдано, в свою очередь, её
внукам.
19. Так ограждается их целомудрие, и они живут, не зная порождаемых зрелищами
соблазнов, не развращаемые обольщениями пиров46. Тайна письма равно неведома и
мужчинам, и женщинам. У столь многолюдного народа прелюбодеяния крайне редки;
наказывать их дозволяется незамедлительно и самим мужьям: обрезав изменнице
волосы и раздев донага, муж в присутствии родственников выбрасывает её из
своего дома и, настегивая бичом, гонит по всей деревне; и сколь бы красивой,
молодой и богатой она ни была, ей больше не найти нового мужа. Ибо пороки там
ни для кого не смешны, и развращать и быть развращаемым не называется у них –
идти в ногу с веком. Но еще лучше обстоит с этим у тех племен, где берут замуж
лишь девственниц и где, дав обет супружеской верности, они окончательно
утрачивают надежду на возможность повторного вступления в брак. Так они обретают
мужа, одного навеки, как одно у них тело и одна жизнь, дабы впредь они не
думали ни о ком, кроме него, дабы вожделели только к нему, дабы любили в нем
не столько мужа, сколько супружество. Ограничивать число детей или умерщвлять
кого-либо из родившихся после смерти отца считается среди них постыдным, и
добрые нравы имеют там большую силу, чем хорошие законы где-либо в другом
месте."
Публий Корнелий Тацит.О происхождении германцев и местоположении Германии
Любопытно что в вопросах семьи и брака известный римский диссидент, элитарист и
моралист Тацит явно сочувствует германским варварам. Германцы и британцы это
вообще единственные варварские народы к которым Тацит выражает некоторую
симпатию. Греков, Парфян, Арабов, Евреев и Армян он не очень любил.
2019-03-31 в 11:24