Сергей Громов, 42 года
Одинцово, Россия
"Добрый день, дорогие читатели! Недавно я нашёл в Сети очень любопытную статью,
посвящённую гомосексуальности в среде викингов (охватывает период с V-VI по XIV
века). Она написана Гуннорой Халлакарва, в тексте часто приводятся ссылки на
крупную работу Пребена Сёренсена "Немужественный мужчина: представления о
половом бесчестии в раннем северноевропейском обществе". И я решил опубликовать
здесь выборочный перевод этого исследования - думаю, многим это будет
интересно.
Для желающих ознакомиться с темой поближе - ссылка на оригинал.
В целом, исследования скандинавских историков показывают, что
гомосексуальность была достаточно распространённым явлением среди викингов (что
совсем не удивительно). Свидетельства того, что однополых связи были известны
норманнам, можно найти и в эпосе, и в мифологии, (нередко даже боги вступали
в однополые связи) и в нормативных документах, и в самом языке этих
народов.
Наряду с этим видно, что до определённого момента (а особенно – до
христианизации) общество не придавало сексуальной жизни индивида большого
значения. Если человек вступал в брак и имел потомство, то подробности того,
как и с кем он проводит время, никого не интересовали. Это было связано с тем,
что главной задачей семьи было дать работоспособное потомство, которое сможет
эффективно заниматься сельским хозяйством и охотой и поддержвать тем самым свою
жизнь (и жизнь других людей). Если это выполнялось, то всё остальное оставалось
на личное усмотрение каждого.
Также отмечается, что в те отдалённые годы не существовало как такого
представления об ориентации человека, и, как правило, никто не вёл речь о
том, чтобы всю жизнь вступать в сношения с представителями только одного пола.
Сексуальность рассматривалась именно через призму человеческого поведения, она
не была связана с внутренними желаниями или с невыраженными чувствами.
В целом, как отмечает Халлакарва, гомосексуальная связь рассматривалась в двух
аспектах:
1. Если мужчина совершал сексуальный акт с другим в активной позиции, это
выглядело как обычное явление и никак не влияло на репутацию человека, потому
что это было «мужественно»
2. Если мужчина выступал в пассивной роли, то он вызывал презрение и насмешку.
При этом считалось, что он теряет определённую долю своей мужественности,
уподобляется женщине
Для того, чтобы понять причину такой разницы, стоит обратиться к гендерной
идеологии викингов, в центре которой стоял образ сильного, бесстрашного и
независимого мужчины.
Вообще, культура викингов, она же старонордическая или стародатская, известна
своей ярко выраженной маскулинностью. Огромное значение придавалось
независимости, силе, выносливости и даже порой самой жестокой агрессии. Это
было общество, которое ценило мужчин прежде всего за их бесстрашие и силу, и
где их доброе, незапятнанное имя означало всё. Поэтому самое страшное, что
могли сделать враги мужчины – публично оскорбить его, назвав
«мягким» или «изнеженным». Викинги очень болезненно
относились к любым оскорблениям и обидам. От этого культа маскулинности и
приходится отталкиваться, когда речь идёт о гомосексуальности, в первую
очередь мужской.
Лейтмотивом культа маскулинности была мысль о том, что мужчина является
олицетворением силы, выносливости, при этом он бесстрашен, самостоятелен,
деятелен, он не проявляет свои чувства и держит себя в руках, не боится боли,
и никогда не терпит чьего бы то ни было превосходства или власти над собой – всё
это составляло «джентльменский набор» качеств «настоящего
мужчины» Причём эти «достоинства» порой доводились до
абсурда.
Приведём показательный эпизод из одной саги. Герой был захвачен более сильным
противником и содержался в доме последнего в качестве слуги. В конце концов ему
удалось убежать так, что никто не заметил этого, но, когда он был уже далеко
и почти вне опасности погони, ему в голову вдруг пришла такая мысль: «Что
же это я? Выскальзываю из дома тайком, будто раб или женщина!»
Ужаснувшись тому, что все узнают о его трусости и слабости (читайте:
«немужественности»), сочтут его слабаком, он возвращается,
убивает всех в доме и только потом уходит, радуясь тому, что разобрался со
всем, «как подобает настоящему мужчине»...
О тех же, кто отклонялся от этого «идеала» - геях, бисексуалах,
трансгендерах и вообще квире – и пойдёт речь.
В письменных памятниках той эпохи постоянно встречаются свидетельства однополых
контактов. (В первую очередь мы говорим не просто о гомоэротических отношениях,
а именно о половых сношениях). Воинственный образ жизни викингов оказал влияние
на то, что очень часто однополая связь имела место в контексте военных
действий.При этом, исходя из идеалов «мужественности», однополый
акт нередко рассматривался как процедура самоутверждения активной стороны как
сильной и победоносной, а также как способ унижения и оскорбления пассивной
стороны. Это проявляется в первую очередь в тех ситуациях, когда сексуальные
действия становятся оружием, направленным против недругов.
В ряде саг говорится о том, что герои насиловали пленных мужчин, чтобы сломить
их дух. Это роняло пятно на репутацию пленного, но никак не насильника.
Изнасилование пленных было способом унизить их, а значит, сделать их более
«женоподобными», лишить статуса полноценного мужчины, вследствие
чего они будут лучше подчиняться контролю.
Помимо изнасилований, побеждённые часто подвергались кастрации, а также
нередко позорным ударам по ягодицам, что наряду с кастрацией считалось тяжёлым
повреждением вследствие морального урона для потерпевшего. Это был способ лишить
побеждённого мужественности. Неизвестно, кстати, насколько распространена была
такая практика, и существовала ли она до прихода христианства, но во многих
других культурах, разделяющих подобную мужскую агрессию, насилие в отношении
врагов было обязательным. Тот факт, что использование врага было способов
унизить его, это накладывало отпечаток на отношение к однополым парам. Раз это
было позорным унижением для врага, то и для любимого друга это было тяжелейшим
предательством.
В этом контексте сложно представить большое количество однополых связей между
равными мужчинами, поскольку в любом случае пассивный партнёр потерял бы
уважение и честь. Хотя, как показала практика, добровольные сношения также
имели место.
Но при этом стоит помнить, что мотив идея унижения была заложена исключительно
в анальном сексе. Мы не знаем точно, как викинги относились к однополым ласкам,
поцелуям, а также к оральному сексу, но очевидно, что они не вызывали
столько негативных ассоциаций, а значит, более спокойно воспринимались
обществом. Многие считают, что такие формы гомосексуального поведения были
приемлемы в обществе и имели место в рамках добровольных отношений.
Изначально сами викинги не считали геев и лесбиянок нечистыми, извращёнными или
преступными. Наоборот, предполагалось, что мужчина, который доверился другому
в интимных отношениях, будет делать то же самое и в других сферах жизни, став
его последователем и помощником. Таким образом, гомосексуальность (и в первую
очередь сами половые сношения) были не объектом осуждения, а скорее просто
выступали признаком знаком неспособности постоять за себя или принимать
собственные решения, что напрямую противоречило традиционному нордическому
идеалу самостоятельности и независимости. Пассивная роль («использование
другим мужчиной») в анальном сексе была равнозначна трусости по аналогии с
сексуальной агрессией по отношению к побеждённым врагам.
В подтверждение этого языке викингов существовало немыслимое количество слов,
используемых в качестве оскорбления в отношении пассивных гомосексуалов. Один из
основных терминов, употребляемых как в литературе, так и в законодательстве,
было слово «níð», что переводится самыми разными
способами, в том числе как «клевета, оскорбление, насмешка, трусость,
половое извращение», порой – «гомосексуальность». От этого
термина произошли понятия, являющиеся в языке викингов одноворенными:
«оскорбительные стихи, поэт-оскорбитель, трус (беззаконник), нарушитель
перемирия, позорный столб». Возникла целая система понятий, связанная с
однополыми связями: существительные «ergi» или «regi» и
прилагательные «argr» или «ragr» (прилагательное от
ergi) (переводится как "желающий или склонный к женской роли в половых
отношениях с другим мужчиной; немужественный, женоподобный, трусливый");
ergjask ("становиться argr"); rassragr ("arse-ragr"); stroðinn и
sorðinn ("используемый мужчиной") и sansorðinn ("открыто используемый
другим мужчиной"). Мужчина- seiðmaðr (практикующий женскую магию) и
являющийся «argr» назывался seiðskratti.
Однако светские законы эпохи викингов не упоминают само по себе гомосексуальное
поведение ни в каком контексте. Первое официальное упоминание (естественно, в
форме осуждения) будет исходить от христианской церкви после христианизации
Скандинавии в IX-XI веках)."
©equal_gay
Гей-викинги это настолько прекрасно что я не смог удержаться от публикации.
Простите великодушно.
2019-03-19 в 18:35