Сергей Громов, 42 года
Одинцово, Россия
"Каковы правила в сексе у римлян? Какие табу существуют? Это тема, в которой
укоренилось немало стереотипов. Как вы увидите, многие из них не отвечают
действительности.
Первым делом нужно сказать, что римляне совсем не являются развратными,
порочными и аморальными людьми, как иногда о них думают. Напротив, это они
сочли бы нашу сексуальность излишне усложненной и отягощенной ментальными
конструкциями и предустановленными ролями: слишком много правил относительно
того, что может делать мужчина, что — женщина, какой должна быть сексуальная
жизнь подростка, что является постыдным и что нет, каким должно быть поведение
гетеросексуала и каким — гомосексуалиста.
Римлянин сказал бы нам, что, хоть мы и считаем свое сексуальное поведение
свободным, на самом деле наша голова вся заколочена табличками
"Запрещено".
Начнем с самого главного, того, что составляет подлинную суть сексуальной
сферы в римскую эпоху.
Для римлян секс (в любой форме) есть дар богов, Венеры в частности.
Следовательно, пользоваться этим даром — неотъемлемая и важная часть жизни,
одно из жизненных удовольствий. И не только: римляне считают, что, только если
оба партнера получают удовлетворение в постели, у них родятся здоровые
дети.
В этой перспективе становится очевидно, что секс отнюдь не является чем-то
греховным или извращенным. Ведь если это благословение Венеры, как можно
критиковать или упрекать того, кто им занимается?
Однако внимание: римляне не являются адептами "свободной любви". У них тоже
существуют правила. Как с вином: оно тоже дар богов, пить его не греховно, но
имеются социальные нормы, определяющие, как и в каких количествах его
употреблять. И нужно их соблюдать. Вот и с сексом та же история. Правила есть,
только они отличаются от наших, и из-за этого нравы римлян нам кажутся такими
извращенными.
Нужно, однако, сделать над собой усилие и на минуту забыть все наши правила,
чтобы попытаться вжиться в их мир. Их нормы могут нравиться или не нравиться,
но они подчиняются очень простой логике.
Правило первое. Свободный римлянин (понимаемый как классический civis Romanus,
"римский гражданин") всегда должен "доминировать" в постели. Он может заниматься
сексом с партнерами любого типа (мужчинами и женщинами), но только если они
стоят ниже его на социальной лестнице: с женщинами, с рабынями, с молодыми
рабами.
Правило второе: оральный секс. Свободный римлянин должен "получать" наслаждение,
а не "доставлять" его… Римляне были просто зациклены на рте. Для них рот —
нечто благородное, почти священное. Это социальный инструмент, потому что люди
говорят, обращаются друг к другу, обмениваются информацией и так далее —
следовательно, он должен быть чистым и неоскверненным. В сенате рот становится
политическим инструментом. Как отмечает Джон Кларк, исследователь римской
сексуальности, обвинить сенатора в том, что он занимался оральным сексом,
равноценно обвинению в измене за то, что он "осквернил" рот, имеющий столь
важную функцию на службе обществу.
Следовательно, в оральном сексе активная роль, в отличие от пассивной,
считается недостойной. В этом смысле любопытно отметить, что для римского
менталитета скандал Клинтон-Левински не только не наделал бы шуму, ведь по сути
эти двое приняли дар Венеры (и к тому же наделенный властью человек имел связь
со своим подчиненным, да еще и женщиной, что вполне вписывается в социальную
регламентацию), но если бы кто и проиграл в общественном мнении, так это не
Билл Клинтон, а Моника Левински — за свою "активную" роль…
Если быть точными, в области орального секса для римлян существуют три табу,
то есть три вещи, которые ни в коем случае не должны иметь место: чтобы римский
гражданин мужского пола доставлял оральные ласки другому мужчине (fellatio);
чтобы, что еще хуже, его принуждали к этому, и, наконец, чтобы он доставлял
оральные ласки женщине (cunnilingus). В этом смысле показательны слова Марциала,
который, выражая презрение Корацину, обвиняет его именно в том, что тот
занимается оральным сексом с женщинами… Поэтому назвать римлянина "fellator"
значит нанести ему тяжкое оскорбление. Это оскорбительно и сейчас, но не в
столь резкой форме.
А как смотрят на групповой секс? Плохо, потому что в подобных ситуациях
участники рискуют нарушить вышеназванные правила и табу.
Разумеется, все, что мы сказали, — это "теория", которой не все и не всегда
педантично следуют. В интимной жизни римляне делают то, чего им хочется, и
многие нарушают табу и правила. Но тут есть тонкое различие: никто из римлян не
признается публично в этих вещах, поскольку они считаются неприличными или даже
постыдными.
Интимная связь с рабом, пусть даже с нарушением табу и правил, уберегает вас
от нападок — ведь слово раба мало что значит. Как следствие, все эти правила
имеют силу главным образом для патрицианских и зажиточных слоев. А остальные
жители Рима? Подавляющее большинство людей, которых мы встречали на улицах
города, не знают этих запретов. Для них секс носит гораздо меньше ограничений и
остается прекраснейшим даром Венеры (и Приапа), которому отдаются с легким
сердцем. Не следует забывать, однако, что значительная часть населения
занимается сексом не по своему выбору — это рабы, как мужчины, так и женщины.
Для римского менталитета всякий встретившийся на пути раб или отпущенник был или
является объектом "внимания" хозяина. Никто этим не возмущается — это в порядке
вещей. Они все потенциально могут стать сексуальной игрушкой хозяина, это
зависит от того, что пожелает их dominus. Или domina…"
©Анджела Альберто.Один день в древнем Риме.Повседневная жизнь, тайны и
курьезы.
Как однако давно появились Домины.
2019-03-18 в 00:40