Сергей Громов, 42 года
Одинцово, Россия
"Так как у маори не было письменности, все, что известно об их жизни до
европейской колонизации, это рассказы европейских наблюдателей -
путешественников, торговцев, моряков и т.д. Конечно, больше всего европейцев
удивляла концепция совместного родительства (shared parenting) внутри семьи. А
семьей у маори считалась не нуклеарная семья, а группа из 20-30 человек. Фанау
(семья) состояла из старейшин (кауматуа), родителей (пакеке) и детей
(тамарики). Внутри фанау все взрослые считались родителями всех детей, никто не
делил детей на своих и чужих, они были "всехние". В языке маори фаиа - мать или
тетя, матуа - отец или дядя, матуа типуна - все старшие родственники, "деды",
туакана - старшие сиблинги (у которых в воспитании младших своя, особая роль,
о ней ниже). Поэтому наблюдавшие за маорийскими семьями европейцы не всегда
знали - вот это отец с детьми возится или двоюродный дядя, мать кормит или
сестра матери/отца.
Не меньше удивляла европейских наблюдателей и роль отца - заботливого воина
(nurturing warrior), который в уходе за детьми с самого младшего возраста
выполнял почти все те же функции, что и мать (и другие родственницы). Грудью не
кормили мужчины, конечно, но кормили другой едой, предварительно ее для
малыша разжевав, заботились не хуже женщин о любых физических нуждах детей, а
после отлучения от груди, носили детей в заплечных сумках пикау наравне с
женщинами, брали с собой везде - на охоту, рыбалку, советы племени, даже
иногда в военные походы.
Европейцы отмечали, что дети маори упрямы, избалованы, ведут свободный и
беззаботный образ жизни, много играют, взрослые их никогда не наказывают, или
крайне редко. И женщины, и мужчины часто играли с детьми, ласкали их,
обходились с ними очень терпеливо. Что, конечно, вызывало в европейцах 18-19
века с их викторианскими стандартами закономерную реакцию - мол, им не помешает
хорошая трепка. На что маори возражали - свобода, которую имеют дети, делает
их смелыми, независимыми в мыслях и делах, а излишне строгое обращение может
укротить их дух, подавить волю, затормозить развитие естественной храбрости (а
храбрость маори очень ценили, потому что все-таки они воины были). Физические
наказания не практиковались вообще. Если кто-то ударил "вашего" ребенка,
отец/дядя вставал на защиту, и если ребенку уже был причинен вред, мог
требовать возмещение в виде нескольких свиней или другой собственности.
При всех "недостатках" с европейской точки зрения маорийского воспитания
наблюдатели отмечали, что дети и подростки маори на годы опережают в развитии
своих европейских ровесников: когда европейский ребенок только учится ходить,
дети-маори уже бегают. Лет до 8 дети не знали никакой одежды, потому росли
крепкими, закаленными и выносливыми.
Тут небольшое лирическое отступление:
Новая Зеландия - это не такой уж тропический рай. Кусок Северного острова
находится в субтропиках, но большая часть страны - в умеренном климатическом
поясе. В самое "пекло" летом (а это январь-февраль) на севере бывает до +30,
но чаще около +25, зимой +10/+15, на юге бывает до нуля. Кроме
того имеются горы и ледники. С одной стороны островов Тихий океан, холодный
даже летом. Соответственно, оттуда дует постоянно 24/7! С другой стороны
островов, правда, теплое восточно-австралийское течение немного
уравновешивает, поэтому ниже нуля практически не бывает. Дожди довольно
непредсказуемые летом, зимой еще чаще. Вот и представьте себе, что в такой
ситуации ваш младенец с рождения лет до 8 не носит одежды. Когда вы его носите
на спине, то греете своим телом и прикрываете плащом. А когда он сам по себе -
то голый.
Подготовка к взрослой жизни начиналась с рождения, для этого не выделялось
специального времени, возраста, когда детей начинали учить. С 4-5 лет малыши
могли присутствовать на собраниях старейшин, где разбирались всякие споры и
внутриплеменные разногласия - от оскорблений до воровства и т.д. Детям
разрешалось не только сидеть и слушать, но и задавать вопросы на собраниях, на
которые старейшины там же и отвечали с огромным уважением. Вообще от детей не
скрывалось ничего, никакие аспекты жизни племени и семьи. Секс, каннибализм,
рабство, иерархия, война - дети были в курсе всего.
Еще одно лирическое отступление:
На территории маорийского мараэ (поселения) могли быть разные постройки, но
следующие были обязательно: фарекай - дословно "дом еды", где все вместе
кушали, фаренуи - дом собраний, и фаремоэ - дом сна, где все вместе спали.
Кстати, "моэ" глагол весьма интересный, он означает не только "спать" и
"видеть сны", но так же "жениться, заниматься сексом, зачинать детей,
рождаться и умирать".
ак писал некто Джоэл Полак "когда европейский мальчик впервые идет в школу,
мальчик маори - уже наполовину мужчина". Это касалось не только физического
развития, но и интеллекта, который на много лет опережал возраст. По мнению
европейцев опережал, они дивились, что юноши так рассудительны, маори считали
это нормой. Кроме того, европейцы не особенно обращали внимание на девочек и
женщин, а зря. Потому что в воспитании детей маори почти не делали различий
между М и Ж. Девочки участвовали во всех играх мальчиков, по желанию даже в
борьбе и всяких воинских упражнениях, управляли каноэ, могли становиться
вождями своих племен. Это не особенно поощрялось, но вовсе не потому, что
женщин ценили меньше, считали их глупее или что-то такое. Как раз наоборот,
считалось, что женщине дано более глубокое понимание вещей, к их мнению на
собраниях прислушивались. Но так же берегли от негативных высказываний и критики
оппонентов в их адрес. Считалось, что можно "испортить" мана женщины и ее детей
(в том числе еще не родившихся), если кто-то из мужчин на собрании оскорбит ее
словом, а этого, конечно, никому не хотелось. Про концепцию "мана" - другой
большой разговор, кратко скажу, что согласно поверьям Маори это что-то вроде
внутренней духовной силы человека, которую можно испортить, отобрать,
уменьшить, как и увеличить, усилить, завладеть разными способами.
Особая роль старших детей (туакана) по отношению к младшим (тейна) состояла в
том, что они, во-первых, зачастую были строже своих родителей. Они
командовали малышней, проявляли власть и гораздо меньше снисходительности, а
мелкие с охотой их слушались. Оно и понятно - если ты мелкий и хочешь играть со
старшим братом и его друзьями в его взрослые игры, придется постараться, чтобы
тебя взяли. А во-вторых, туакана и тейна были вовлечены в двусторонний процесс,
который назывался Ако - что означает одновременно учить и учиться. Процесс, в
котором в любой момент учитель мог стать учеником, а ученик - учителем."
©mommyrox
Жалуются что я об одних гнусных извращениях публикации ставлю, так давайте
сегодня для разнообразия почитаем о том как маори воспитывали детей. Вообще
системы воспитания детей в традиционных обществах бывали на европейский взгляд
необычными и даже странными. Только зачастую для тех условий в которых эти
племена жили такие системы работали еще эффективнее европейских, что зачастую
признавали даже сами европейцы.
2019-03-16 в 10:38