Сергей Громов, 42 года
Одинцово, Россия
"Будучи представителем гедонизма в своей поэзии, Абу Нувас (середина VIII века
— между 813 и 815), согласно преданиям, переносил идеалы своей поэзии в жизнь,
вёл жизнь крайне легкомысленную и беспутную; об его любовных и пьяных
похождениях, ещё в своё время ставших легендарными, рассказывают «Тысяча
и одна ночь» и специальные сборники фривольных стихов и анекдотов.
Значительная часть этих анекдотов представляет собой бродячие сюжеты.
Развивая традиции других поэтов, которые включали в свои касыды строки,
посвящённые вину, Абу Нувас создал самостоятельный жанр поэзии вина — хамрийят,
составив множество «винных» стихов. Персидские поэты довольно
поздно стали использовали тему вина в своих стихах, и только в качестве
метафорического символа, но для Абу-Нуваса это была тема для выражения
сексуальной свободы и приятного времяпрепровождения.
Он изображал события с юмористическим реализмом, который основывался на его
личном жизненном опыте, признавал свои грехи с поразительной откровенностью, и
писал, что он никогда в них не раскаивался, хотя и не рекомендовал, чтобы
другие последовали его примеру. В ироническом тоне им были составлены панихиды
для того времени, когда его собственное тело зачахнет от вредных привычек. Одно
из своих стихотворений Абу Нувас закончил заявлением, что он вовсе не думает,
что его грехи будут выявлены Богом, потому что они слишком несущественны для
Бога, чтобы обращать на них хоть какое-то внимание. На празднованиях в Египте
несколько веков назад самыми популярными и любимыми были песни на слова Абу
Нуваса. «Винные» стихи Абу Нуваса заучивали наизусть, записывали и
пели. Они были популярны благодаря своей легкости, ясности и богатой
образности. Казалось бы, жанр винной поэзии не так уж и богат поэтическими
идеями и мастер этого жанра обречён неизбежно повторяться. Тем не менее, Абу
Нувас каждый раз находил новые свежие и неожиданные образы. Он сумел преодолеть
в поэзии классическое однообразие и сделать стих лёгким и изящным.
Для любовной лирики Абу Нуваса свойственно употребление множества деталей,
применение различных метафор, риторических и иных поэтизмов. В лирических
стихах сохраняется диалог, ни в чём не нарушается живой поток речи. Автор
пытается дать речевую характеристику героям. Лирический герой наделён
определёнными чертами. Образ его постепенно вырисовывается при чтении стихов,
причём каждый стих добавляет новую деталь, открывает новые стороны натуры или
поведения. В результате создаётся целостный образ героя, воплощённый в самом
поэтическом сюжете и наделённый устойчивой портретно-биографической и
психологической характеристикой.
Поэта ценят не только как великого мастера слова, весёлого и остроумного
человека, но и как вольнодумца, сыгравший большую роль в дискредитации догм и
установлений ислама, в подготовке атмосферы оживлённой светской культурной
жизни, возникшей в Багдаде и других городах средневекового арабо-мусульманского
государства — Халифата в IX—XI веках. Этот период называют иногда
«возрождением».
Его труды включает в себя стихи об охоте, сексуальном влечении к женщинам и
мальчикам, а также панегирики его покровителям. Он сделался печально известным
за свои насмешки и сатиру, его любимыми темами были сексуальная пассивность
мужчин и сексуальная несдержанность женщин. «Любовные» симпатии
Абу-Нуваса сменяются резкой антипатией к лесбийской любви, он часто пишет с
издёвкой об этом явлении, воспринимая его как нелепость. Поэт любил шокировать
общество и открыто писал о вещах, которые были запрещены в исламе. Возможно,
он был первым арабским поэтом, который открыто написал о мастурбации.
Абу Нувас вёл весьма легкомысленный образ жизни, и, несмотря на
снисходительное отношение покровителей, за дурное поведение его неоднократно
заключали в темницу.
Абу Нувас был заключён в тюрьму, когда известие о пьяном распутстве поэта
переполнило чашу терпения аль-Амина. Было указано, что секретарь аль-Мамуна
Зонбор обманом побудил пьяного Абу Нуваса написать сатиру, содержащую
высказывание сатирического характера о имаме Али. Зотор затем читал
стихотворение публично, чтобы продолжить тюремное заключение Абу Нуваса. По
разным данным, Абу Нувас либо умер в тюрьме, либо был отравлен Исмаилом бен
Абу Сахелем.
Позже у некоторых современников составилось мнение, что в тюрьме Абу Нувас
раскаялся в совершённых дурных поступках и стал глубоко религиозным человеком. В
то же время другие считали, что стихотворное раскаяние было написано
исключительно с целью получения от халифа помилования."
В общем, тяжело быть средневековым арабским поэтом-девиантом (пьяницей,
вольнодумцем-либералом, критиком ислама, онанистом, развратником и геем).
Плохо кончил товарищ, но его прогрессивный гуманизм будет вечно жить в наших
сердцах. Правда по маме он Перс, а насчет национальности папы нет точных
данных, но похоже что тоже не араб а житель одной из покоренных арабами
областей.
2019-02-18 в 11:33