Сергей Громов, 42 года
Одинцово, Россия
"Думаю, что именно высокая вероятность возникновения конфликтов среди членов
команды и
послужила основой для появления известного и широко распространённого
морского поверья, что женщина на борту приносит несчастье. Существует
множество всевозможных интерпретаций и объяснений этого суеверия. Так,
одна из версий, особенно популярная среди английских моряков, гласила,
что, так как слово «зЫр» - «корабль» в английском языке
женского рода,
то с появлением на борту женщины корабль «начинала» ревновать её к
своим мужчинам-морякам, что было чревато всевозможными несчастьями,
валившимися на голову команды. Но, как мне кажется, это как раз тот случай,
когда можно спокойно применить бритву Оккама и не множить версии без
необходимости. Понятно, что появление женщины на судне, полном мужчин
в самом расцвете сил, при этом не избалованных женским вниманием, не
особо отягощённых морально-этическими нормами и не страдающих от
избытка воспитания, ничем хорошим закончиться не могло. Эту точку зрения
также разделял английский клирик и писатель середины XVII столетия Джон
Флэйвел, писавший негоцианту Джону Лаверингу о возможных проблемах с
женщинами на борту его торговых судов: «Убить в них (моряках) вожделение -
это самое надёжное средство даровать процветание вашей торговле». Кстати,
традиционное представление о пиратских кораблях как о плавучих притонах,
дикой вольнице, не подчиняющейся никаким правилам, - это не более чем
расхожее заблуждение - клише, созданное романистами и приключенческими
фильмами. В действительности на этих судах царила жесточайшая дисциплина, а
нормы и ограничения, которыми регулировалась жизнь членов
команды, своей суровостью порой превосходили дисциплинарные требования
военного флота викторианской эпохи. Средиземноморские флибустьеры
начала XVII века строго-настрого запрещали женщинам ступать на борт
своих судов, так как справедливо считали, что их присутствие на корабле
«слишком часто приводит в смятение». Этот запрет сохранился и в
XVIII веке.
В соглашении, составленном между известным уэльским пиратом конца XVII
- начала XVIII столетия Бартоломью Робертсом по прозвищу Чёрный Барт и
его командой говорилось: «Никаких мальчиков и женщин на борту».
Более
того, если женщину захватывали в качестве добычи, «ей незамедлительно
предоставляли охрану, чтобы не допустить гибельных последствий такого
смертоносного повода для распрей и ссор». Эту точку зрения благоразумно
разделял экипаж и другого именитого английского флибустьера начала XVIII
столетия Джона Филлипса: «Когда бы мы ни встретили богобоязненную даму,
тот, кто познает её без её согласия, будет предан смерти». Работорговец
Уильям Снелгрейв, захваченный пиратами у западного побережья Африки
в 1719 году, писал в мемуарах: «У пиратов существует правило не допускать
женщин на борт своих судов, находящихся в гавани. Если же они в качестве
добычи захватывают в море судно, на борту которого находятся какие-либо
женщины, никто под страхом смерти не смеет принуждать их против воли.
Это является хорошим дипломатическим ходом для предотвращения среди
них беспорядков, и правило это строго соблюдается». Кстати, упомянутый
Чёрный Барт Робертс придерживался более пуританских взглядов, чем многие
другие пиратские капитаны, и для предотвращения конфликтов на борту
судна даже запретил команде азартные игры. Как следует из принятого на
его корабле правила не брать на борт не только девиц, но и мальчиков, похоже,
что в эпоху парусного флота, моряки, очевидно от безысходности, особой
разборчивостью в связях не отличались. Профессор Денверского университета
Артур Н. Джилберт отмечал, что в XVIII столетии гомосексуализм в британском
королевском флоте безжалостно наказывался, так как считалось, что это
подрывает дисциплину и порядок."
© Денис Черевичник
2019-02-07 в 22:58