Начало

Афиша

Чат

Дневники

Форум

Сейчас на сайте: 253, в чате: 0, новых: 35

БДСМ форум

Начало » Разговоры о сексе » Впоросы семьи и брака у тасманийских аборигенов

Впоросы семьи и брака у тасманийских аборигенов


Сергей Громов, 42 года

Одинцово, Россия

О том как обстояли дела с сексом у тасманийцев данных не сохранилось, так как их немножечко извели проклятые англичане, устроив бедным тасманийцам настоящий геноцид. Последняя чистокровная тасманийка - Труганини, умерла в Хобарте в 1876 году. Материальная культура тасманийцев считается крайне примитивной, поэтому сохранившиеся сведения о браке и семье у тасманийцев могут для кого-то послужить некоторым эталоном поведения людей вообще в подобных вопросах, хотя конечно, идеальную модель для таких исследований найти вряд ли возможно. Семья и брак часто сильно завязаны на материальных вопросах, а они в свою очередь в значительной степени обусловлены средой и типом хозяйственной деятельности. Буков много, но иначе никак:

"Хозяйственная группа – оптимальная хозяйственная ячейка охотничье-собирательского, доземледельческого общества. Оптимальная, но не единственная. Наряду с ней существуют и другие общественные формы. Основной клеткой общественной структуры у тасманийцев, как и у других охотников и собирателей в эпоху, доступную нашим источникам, была семья. {129/130}

А. Б. Пиотровский утверждал, что у тасманийцев «семья не являлась сложившейся социальной единицей» [21, 173]. Многочисленные факты, в том числе и те, которые приводит в своей статье автор, противоречат этому довольно неожиданному выводу. Дело обстояло как раз наоборот. Все европейцы, которым довелось наблюдать тасманийцев, пишут о семьях, об очагах, вокруг которых располагались семьями для еды и на ночлег тасманийцы. «Каждое туземное племя делится на несколько семей, и каждая семья, состоящая из нескольких человек, помещается у разведенного ею огня» [37, 104]. «Где бы ни расположилось туземное племя, – пишет другой очевидец, – каждая семья зажигает отдельный костер на расстоянии 14–20 ярдов (12, 8–18, 3 м. – В.К.) друг от друга» [155, 137; 152, 107]. Вспомним рассказ Лабиллардьера о стойбище, в котором горело семь костров, и вокруг каждого располагалась небольшая семья. Что же известно нам о браке и семье у тасманийцев?

Тасманийская семья – элементарная общественная клетка, которая выступает как самостоятельная хозяйственная группа, как коллектив по совместному добыванию пищи в неблагоприятное время года и в неблагоприятных физико-географических условиях. «Каждая семья имеет свой огонь, самостоятельно охотится и возводит для себя отдельную хижину», – пишет Уэст [264, т. 2, 82]. Хозяйственную самостоятельность тасманийской семьи, конечно, не следует преувеличивать, но тенденция подмечена, по-видимому, верно.

Многочисленные факты показывают, что во многих австралийских племенах семьи ежегодно в течение довольно продолжительного времени – от нескольких недель до нескольких месяцев – ведут экономически самостоятельное существование. Продолжительность этих периодов зависит от местных природных условий, времени года, наличия продовольственных ресурсов. То же самое, очевидно, происходило и в Тасмании. Мы не знаем, насколько продолжительными были здесь эти периоды – все зависело от конкретных условий. Периодическое дробление хозяйственной группы на отдельные семьи – форма существования охотничье-собирательского общества в определенных условиях, форма активной адаптации к ним. Нестабильность групп в связи с цикличностью экологических условий, периодическая {130/131} временная хозяйственная самостоятельность семьи характерны для охотников и собирателей и других частей света [9, 239–241].

У тасманийцев, как и у аборигенов Австралии, семья состояла из родителей и неженатых или незамужних детей. Лишь иногда в состав семьи входили отдельные ближайшие родственники – чаще всего старики родители или неженатые братья мужа или жены. Такая семья характерна и для многих других охотничье-собирательских народов.

По словам Робинсона, жена у тасманийцев обычно переходила в «племя» мужа – «племя» в понимании Робинсона. Следовательно, браки были в большинстве случаев вирилокальными. Робинсон пишет об этом так: «Случается иногда, что муж остается в племени жены и становится членом этого племени. Чаще, однако, мужчина возвращается с молодой женой к своему народу» [91, 888]. По словам Броу-Смита, «мужчине не разрешено жениться на женщине своего собственного племени» [234, т. 2, 386]. Об экзогамии «племени» пишет и Бонвик [49, 61]. Как мы увидим дальше, под «племенном» здесь следует понимать локальную группу, так что речь идет об экзогамии и преимущественной вирилокальности локальных групп. О том, что такое локальная группа, мы поговорим ниже.

То же самое наблюдается и у австралийцев. Браки между локальными группами аборигенов Австралии выражают тесные экономические связи этих групп.

Робинсон пишет, что жених делает подарки родителям невесты, например преподносит им свою охотничью добычу (кенгуру) [91, 888]. Такой обычай существовал и в Австралии в племени курнаи, которое населяло ближайшую к Тасмании область Юго-Восточной Австралии. «Наибольшая и лучшая часть охотничьей добычи посылается родителям жены», – пишут о курнаи Л. Файсон и А. Хауитт [87, 263]. Получив согласие родителей невесты, мужчина-курнаи – так же как и его тасманийский собрат – отправляется с женой в «землю своих отцов», т. е. на территорию своей локальной группы, но может также поселиться и на территории локальной группы родителей жены [87, 203–204]. Временная (до- или послебрачная) уксорилокальность, т. е. поселение брачной пары в группе жены, наблюдаемое иногда и в вирилокальных группах австралийцев, часто объясняют {131/132} пережитками материнско-родовых институтов. В действительности жених или муж обеспечивает пищей родителей своей невесты или жены в порядке своего рода выкупа, компенсации группе, к которой принадлежит или принадлежала женщина, за потерю в ее лице рабочей силы, добытчицы средств пропитания. Этот обычай отсутствует там, где брак основан на обмене женами и где группа, теряя одну женщину, приобретает другую. Временное или постоянное уксорилокальное поселение супругов преследует ту же цель: в случае взаимно удаленного расположения локальных групп (что при обширности охотничьих территорий бывает нередко) оно помогает охотнику наилучшим образом выполнять свои обязанности по отношению к тестю и другим свойственникам.

Сходство обычаев аборигенов Тасмании и Юго-Восточной Австралии здесь очевидно, и оно характеризует не только генетическое родство двух этносов, но и структурно-типологическую близость их общественных отношений.

Итак, данные, которыми мы располагаем, свидетельствуют о том, что брак у тасманийцев был по преимуществу вирилокальным. Эта ведущая тенденция предполагала исключения в виде постоянной или временной уксорилокальности брака. В некоторых случаях здесь была возможна и неолокальность: поселение брачной пары вне локальных групп мужа и жены. Не наблюдалась лишь дислокальность брака, при которой муж и жена остаются в своих локальных группах. Такая форма брака, которую некоторые теоретики считают типичной для ранних стадий общественного развития, вообще не характерна для охотников и собирателей, и пример тасманийцев, сохранивших к началу колонизации свой общественный строй в неприкосновенности, подтверждает это еще раз.

Вирилокальность брака – ведущая форма локальности брака и у австралийцев. По-видимому, такая локальность брака вообще в большей степени отвечает условиям, в которых живут охотники и собиратели, и социальным взаимоотношениям в охотничьих общинах [9, 246, 248].

О существовании у тасманийцев родовой организации в какой-либо форме источники умалчивают. Единственным {132/133} указанием на возможность ее существования является экзогамия локальных групп; но родовая организация не сводится к экзогамии, это лишь один из признаков рода, хотя и обязательный, выражающий его сущность. Обычай брать жену или мужа из другой локальной группы может возникнуть и независимо от существования рода. Экзогамия локальной группы и экзогамия рода – не одно и то же. Локальная группа – территориальный институт, она может состоять и чаще всего состоит из семей, включающих в себя выходцев из различных локальных групп (хотя это и не является непременным ее признаком), а род – институт генеалогический, он не состоит и не может состоять из семей, так как члены каждой семьи – всегда представители различных родов. Но очень возможно, что исторически родовая организация возникла на основе экзогамии локальных групп. Существовала ли родовая организация у тасманийцев, мы не знаем, и любые домыслы здесь бесполезны. Таково, например, утверждение – мы находим его в книге «Народы Австралии и Океании» – о том, что подразделения племен у тасманийцев были «примитивными родами» [18, 277]. Повод для такого вывода дает только существование экзогамии.

Не лучше обстоит дело и с таким предположением: «Счет родства (у тасманийцев. – В. К.) был, по-видимому, матрилинейным» [18, 278]. Единственное основание для него – слова Бонвика: «В Австралии и Тасмании мужчины считались родственниками родственников своих матерей» [49, 62]. Откуда почерпнул эти сведения Бонвик, остается его тайной, в чем легко убедиться, заглянув в его книгу. Позаимствовав эту цитату из книги Линг-Рота, автор главы о тасманийцах в книге «Народы Австралии и Океании» почему-то умолчал, что этот признанный авторитет в тасманийской этнографии сопровождает слова Бонвика следующим замечанием: «В действительности нам ничего не известно о подобных отношениях у тасманийцев» [152, 115].

В. Ф. Зыбковец тоже без всяких оснований называет «родами» локальные и хозяйственные группы тасманийцев [7, 136–137].
Мало обоснован и вывод – там же, в книге «Народы Австралии и Океании», – о «преобладании традиций группового брака у тасманийцев» [18, 278]. Это утверждение покоится на фактах полигамии; но полигамия не {133/134} является «остатком группового брака», как считает автор. Нам еще предстоит рассмотреть вероятные причины многоженства, и мы убедимся в том, что они – в самом строе тасманийской семьи. Замечание Уэста (которое цитирует автор), что «женщины в последнее время жили в бигамии» [264, т. 2, 78; 152, 112], неясно; возможно, речь идет о последствиях охоты белых тюленепромышленников на тасманийских женщин, которая нарушила пропорциональное соотношение полов. Явление это, во всяком случае, позднее, как и пишет Уэст.

Другое доказательство традиций группового брака – «легкость развода» – едва ли следует рассматривать серьезно. Ведь перед нами – не современная моногамная семья.

Последнее, чем автор главы о тасманийцах в книге «Народы Австралии и Океании» пытается обосновать свой вывод о «преобладании традиций группового брака у тасманийцев», – то, что «вдова считалась собственностью всей группы: на нее имели право все мужчины». Откуда заимствованы эти сведения, неизвестно, источник не указан, но даже если это и так, не слишком ль этого мало для столь ответственного вывода?

Зыбковец, пытаясь обосновать групповой характер тасманийского брака, прибегает к довольно странному переводу источника. Излагая цитату из Миллигана о разводе у тасманийцев, он пишет, что мужчина и женщина, прекратив связь, вступали «в новые связи внутри „семьи"», а затем связь между ними возобновлялась [7, 136]. Между тем Миллиган пишет лишь о том, что мужчины с легкостью меняли жен и спустя какое-то время после развода могли снова вступить в брак с первой женой [152, 112]. Слов «внутри семьи» у Миллигана нет. Никаких серьезных доказательств группового характера тасманийского брака мы не находим и здесь. Речь идет о неустойчивом характере тасманийской семьи.

Говоря о том, что брачные отношения у тасманийцев носили групповой характер, Зыбковец в то же время отмечает, что тасманийкам, по мнению всех наблюдателей, была свойственна «верность своему супружескому долгу» [7, 179]. Как одно сочетается с другим, он не объясняет.

Сообщения авторов-очевидцев иногда противоречат друг другу. Так, Дж. Ллойд утверждает, что {134/135} многоженство было у тасманийцев «всеобщим законом» [155, 44–45]. Он пишет, что в племени, которое он знал в 1821 г., мужчины обычно имели по две или по три жены одновременно. Он рассказывает далее о старике, который имел трех жен в возрасте 30, 17 и 10 лет. Все они были обещаны ему с самого раннего детства и вскоре после этого вошли в его семью (кстати, еще одно указание на вирилокальность тасманийского брака). Большая разница в возрасте между мужем и женой (или женами) обычна и для австралийцев. О тасманийце, имевшем одновременно двух жен, сообщает Колдер [58, 22]. О полигамии у тасманийцев писал еще в 1792 г. Лабиллардьер (см. гл. 1), а позднее и другие авторы [152, 112–113; 264, т. 2, 78]. Напротив, Миллиган утверждает, что тасманийцы жили в моногамном браке [152, 112], а Робинсон в разных местах своего дневника пишет, что многоженство было у тасманийцев очень редким явлением, хотя и упоминает отдельные случаи, когда мужчины-тасманийцы имели по две жены [91, 57, 137, 644, 742]. По-видимому, полигамия все же существовала в Тасмании, хотя, возможно, и не была распространена так широко, как у австралийцев.

Каковы же причины и условия возникновения полигамии в обществе охотников и собирателей? Семья здесь – экономический институт, основанный на разделении труда, и австралийские и тасманийские этнографические материалы доказывают это со всей очевидностью. Экономически обусловлена здесь и полигамия. Она тесно связана с образом жизни и разделением труда в бродячем охотничье-собирательском хозяйстве, когда на плечи женщины ложится основная работа по обеспечению семьи пищей и по воспитанию детей. В этих условиях и вся семья, и сами женщины, особенно в период беременности и кормления, жизненно заинтересованы в том, чтобы в семье появилась помощница в лице молодой жены. Полигамия не пережиток группового брака, а институт, рожденный самими условиями охотничье-собирательского быта. Она является одной из характерных, хотя и не повсеместных особенностей семьи на ранней стадии ее развития.

Такой тип полигамии следовало бы точнее называть полигинией – многоженством, в отличие от полиандрии – многомужества. Робинсон упоминает о тасманийке, которая имела одновременно двух мужей [91, 281], – {135/136} случай редкий и вообще нехарактерный для охотников и собирателей. Возможно, он относится к позднему времени. В том, что это действительно так, нас убеждают приведенные выше слова Уэста о том, что тасманийские женщины жили в бигамии «в последнее время», по-видимому уже в эпоху колонизации, но не раньше.

Структура семьи в обществе аборигенов Тасмании и Австралии одинакова в основных, существенных своих чертах: как и в Австралии, молодые девушки – тасманийки нередко становились женами людей, которые были значительно старше их [49, 85]. А так как тасманийцы были отрезаны от Австралии в эпоху позднего палеолита или мезолита и подобный тип семьи все еще существует у многих других охотничьих, доземледельческих народов, можно предположить, что он был характерен для охотников и собирателей позднего палеолита и мезолита и других частей света, ибо отвечал условиям жизни общества на этой стадии развития.

О положении женщины в тасманийском обществе пишут многие очевидцы, начиная с мореплавателей XVIII – начала XIX в. Все они сходятся в одном: женщины занимали приниженное положение, в детстве они были подчинены родителям, затем мужьям, мужчины перекладывали на женщин всю тяжелую и утомительную работу, отбирали у них большую и лучшую часть пищи, били и т. д. [140, 59, 61; 152, 34, 44, 112–115]. Вождями племен и локальных групп бывали только мужчины, и лишь в эпоху колонизации, когда мужское население сократилось в результате систематического истребления, женщины иногда возглавляли отряды мстителей, нападавших на европейцев. Если во всем этом и есть известное преувеличение, если положение женщин не было столь приниженным и рабским, как это казалось европейцам, все же ясно, что тасманийское общество было совершенно чуждо матриархату, который нередко постулируется для ранних стадий общественного развития."

Владимир Кабо.Тасманийцы и тасманийская проблема.М.1975

2019-01-27 в 12:42


Ответить




BDSMPEOPLE.CLUB - BDSM/БДСМ знакомства

Информация о платных услугах и порядке оплаты

Здесь находится аттестат нашего WM идентификатора 000000000000 www.megastock.ru DASH accepted here

BDSMPEOPLE.CLUB

Данный сайт содержит материалы предназначенные для взрослой аудитории.

Если Ваш возраст меньше 21 года Вам запрещено просматривать страницы сайта.

Для дальнейшего просмотра сайта Ваш возраст должен быть больше 21 года.

Пожалуйста, подтвердите Вашу дату рождения: