Imbris, 55 лет
Москва, Россия
Эмоции (лат. emovere – возбуждать, волновать) — состояния, связанные с оценкой
значимости для индивида действующих на него факторов. Специфика. Выражаются,
прежде всего, в форме непосредственных переживаний удовлетворения или
неудовлетворения его актуальных потребностей. Являются одним из главных
регуляторов деятельности. Главная особенность человеческих эмоций состоит в том,
что в общественно–исторической практике был выработан особый эмоциональный
язык, который может передаваться как некоторое общепринятое описание. На этой
основе существует, в частности, эмоциональный отклик на произведения
искусства, которые имеют достаточно жесткую привязку к определенной
исторической эпохе. Виды:
эмоциональный тон ощущений выступает базовой формой эмоций и представляет собой
генетически обусловленные переживания гедонического знака, сопровождающие
жизненно важные впечатления, например, вкусовые, температурные,
болевые;
собственно эмоции имеют выраженную связь с локальными ситуациями, которая
образовалась прижизненно. Их возникновение может происходить и без актуального
действия ситуации их образования, тогда они выступают ориентирами
деятельности;
чувства, как устойчивые эмоциональные отношения к отдельным аспектам
действительности;
аффекты, представляют собой очень сильные эмоциональные переживания, связанные
с активным поведением по разрешению экстремальной ситуации.
Эмоциональный тон ощущений (чувственный тон ощущений) — форма позитивных эмоций,
которая не имеет предметной отнесенности. Сопровождает жизненно важные
ощущения, например, вкусовые, температурные, болевые. Представляет собой
наиболее раннюю стадию развития эмоций в филогенезе.
В гештальпсихологии близкое значение имеет понятие прельщение.
Прельщение (переживание прелести – от нем. Anmutungserlebnis) — диффузный
эмоциональный (чувственный) отклик на воспринимаемые или воображаемые признаки
предмета, возникновение этого явления обусловлено деятельностью субкортикальных
отделов мозга и вегетативной нервной системы. При его анализе существенно
углубляется понимание динамики познавательных процессов. Это понятие
рассматривалось в качестве теоретического конструкта в психологии В. Вундта, а
особенно широко использовалось в рамках гештальтпсихологии, в частности Ф.
Крюгером, Э. Вартеггом.
Негативные эмоции (лат. negatio – отрицание и emovere – возбуждать, волновать)
— форма эмоций, которая субъективно предстает как неприятные переживания.
Приводят к реализации адаптивного поведения, направленного на устранение
источника физической или психологической опасности.
Виды. В рамках когнитивной психологии и психотерапии (А.Т. Бек, А. Эллис) их
специфика определяется через те или иные интеллектуальные действия:
гнев возникает при возникновении препятствий на пути достижения цели и служит
для пробуждения энергии, требующейся для разрушения препятствия;
печаль возникает в ситуации потери значимого объекта и служит к снижению уровня
энергии для дальнейшего ее использования;
страх помогает избежать опасности или мобилизоваться для нападения;
презрение поддерживает собственную самооценку и поведение доминирования;
застенчивость сигнализирует о потребности в уединении и интимности;
чувство вины устанавливает подчиненную роль в социальной иерархии и
свидетельствует о возможности потери самоуважения;
отвращение приводит к отталкиванию вредных объектов.
Чувства — форма эмоций, которая включает в себя эмоциональные переживания
человека, в которых отражается устойчивое отношение индивида к определенным
предметам или процессам окружающего мира.
Астенические чувства (греч. asthenes – слабый) — форма эмоций, в которых
ведущими выступают такие переживания, как подавленность, уныние, печаль,
нелокализованный страх. Свидетельствуют об отказе от борьбы с трудностями в
ситуации повышенной эмоциональной нагрузки.
Диагностика. О переживании человеком астенических чувств можно судить по внешним
признакам, например, он сутулится, его дыхание замедляется, глаза
тускнеют.
Стенические чувства (греч. sthenos – сила) — положительные эмоциональные
состояния, которые связаны с повышением уровня жизнедеятельности и
характеризуются возникновением ощущений возбуждения, радостного волнения,
подъема, бодрости. При этом дыхание становится более частым, глубоким и
легким, активизируется работа сердца, в целом организм в физиологическом плане
подготавливается к большим затратам энергии.
Настроение (психическое состояние) — форма эмоций, которая характеризуется
дифузностью, отсутствием четкой осознанной привязки к определенным предметам
или процессам, и достаточной устойчивостью, которая позволяет рассматривать
настроение в качестве отдельного показателя темперамента. Основой признак того
или иного настроения — эмоциональный тон, положительный или отрицательный.
Настроению свойственно циклическое изменение (подъем и спад настроения), но
слишком выраженные скачки могут свидетельствовать о психическом неблагополучии,
в частности о маниакально–депрессивном психозе.
Считается, что настроение выступает интегральной характеристикой системы
деятельностей индивида, которая сигнализирует о процессах реализации
деятельностей и их согласованности друг другу. В качестве основных психических
состояний выделяют бодрость, эйфорию, усталость, апатию, депрессию,
отчуждение, утрату чувства реальности.
Диагностика. Изучение психических состояний осуществляется, как правило,
методами наблюдения, опросов, тестирования, а также экспериментальными
методами, основанных на воспроизведении различных ситуаций.
Аффект (лат. affectus – душевное волнение, страсть) — форма эмоций, которая
представляет собой бурную, чаще всего кратковременную эмоцию. Возникает в
критических условиях при неспособности найти выход из опасных и неожиданных
ситуаций. Аффект сопряжен с выраженными двигательными и органическими
проявлениями, приводит к затормаживанию или нарушению всех других психических
процессов (восприятия, мышления) и реализации соответствующих поведенческих
реакций. На основе пережитых аффектов формируются особые аффективные комплексы
(страх, гнев), которые могут запускаться, без достаточного осознания
вызвавших реакцию причин, при столкновении даже с отдельными элементами
ситуации, спровоцировавшей аффект первоначально.
Ажитация (лат. agitare – возбуждать) — психопатологическое нарушение, при
котором аффективное напряжение, вызванное стрессом (авария, угроза для жизни,
цейтнот), неконтролируемо переходит в движение. Характеризуется моторным
беспокойством, потребностью в движении. Может сопровождаться ощущение пустоты в
голове, неспособностью рассуждать и действовать логически, а также
вегетативными нарушениями, такими как, учащенные дыхание и сердцебиение,
потливость, дрожание рук, бледность. Выступает также как сопутствующее явление
при многих психических заболеваниях (кататония, тревожный невроз, ажитивная
депрессия, инволюционная депрессия, сенильный спад).
Аффективный застой (лат. affectus – душевное волнение, страсть) (аккумуляция
аффекта) — аффективное напряжение, которое не может быть отреагировано из–за
сдерживания (внешние обстоятельства, воспитание, невроз). Накопление аффектов
субъективно переживается как напряжение и беспокойстве. В той или иной
сигнальной ситуации может быть разрешен в виде аффективного взрыва. В течение
более или менее продолжительного времени происходит накопление незначительных по
силе отрицательных эмоций, после чего наступает психическая разрядка в виде
бурного и мало управляемого аффективного взрыва, который запускается без
видимых причин. Но иногда может также и постепенно снижаться без каких–либо
эксцессов.
Теории эмоций
Теория эмоций В. Вундта — теория структуры эмоций. В. Вундт выделил три
измерения эмоций: удовольствие — неудовольствие, успокоение — возбуждение,
напряжение — разрядка.
Критика. Э.Б. Титченер показал, что эти измерения нельзя считать независимыми
факторами.
Концепция выразительных движений создана Ч. Дарвиным. Это — теория происхождения
эмоций, в которой сформулировано предположение о том, что выразительные
движений человека являются рудиментами инстинктивных действий живого существа,
связанных с борьбой, нападением, защитой потомства и т.п.
Критика. Данная концепция не может объяснить всего богатства человеческих
выразительные движений (улыбка, сдерживаемые слезы).
Теория Джемса–Ланге разработана одновременно и независимым образом У. Джемсом и
К.Г. Ланге. Это — объяснительная модель возникновения эмоций, которая
представляет собой сосудо–двигательную теорию эмоций, в которой ведущую роль
отводилась соматовегетативному компоненту. Та или иная эмоция представляет собой
ощущения, вызываемые изменениями в произвольной сфере (внешние движения) и
непроизвольной (сердечная, сосудистая, секреторная деятельность). Таким
образом, периферические органические изменения трактовались не как следствие
эмоционального процесса, а как их причина. Особенность подхода Ланге
заключалась в том, что он делал акцент лишь на сосудистой системе. В ней эмоции
трактовались как субъективные образования, возникающие в ответ на нервное
возбуждение, обусловленное состоянием иннервации и шириной кровеносных сосудов
висцеральных органов.
Критика. Один из первых предпринял попытку экспериментальной проверки теории
Джемса–Ланге Ч.С. Шеррингтон, для чего перерезал шейный отдел спинного мозга и
блуждающие нервы. В результате этого показал, что отделение висцеральной
нервной системы от центральной нервной системы не изменяет общего поведения
животного в ответ на эмоциогенное воздействие. В дальнейшем окончательно была
опровергнута У.Б. Кенноном (1871–1945), американским физиологом и
психофизиологом. Им было показано, что при эмоциональном возбуждении происходит
выброс адреналина, который обеспечивает мобилизацию организма к активным
действиям. При этом усиливается сердцебиение, повышается уровень сахара в
крови, расширяются зрачки, происходит торможение пищеварения.
Биологическая теория эмоций разработана П.К. Анохиным. Это — теория эмоций,
которая объясняет возникновения положительных (отрицательных) эмоций тем, что
нервный субстрат эмоций активируется в тот момент, когда обнаруживается
совпадение (рассогласование) акцептора действия, как афферентной модели
ожидаемых результатов, с одной стороны, и сигнализации о реально достигнутом
эффекте, с другой.
Потребностно–информационная теория предложена П.В. Симоновым (1964 г.). Здесь
постулируется, что эмоция является отражением мозгом человека и животных
какой–либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности ее
удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее
приобретенного индивидуального опыта. Соотношение этих переменных представлено в
формуле: Э = f [П, (Ин–Ис), ...], где Э — эмоция; П — сила и качество
актуальной потребности; (Ин–Ис) — оценка вероятности удовлетворения потребности
на основе врожденного и приобретенного опыта; Ин — информация о средствах,
ресурсах и времени, прогностически необходимых для удовлетворения потребности,
Ис — информация о средствах, ресурсах и времени, которыми располагает субъект
в данный момент времени.
Теория активации эмоций (M.B. Arnold, 1950); (G. Lindsey, 1951) происходит из
более старой таламической теории У. Кеннона и Ф. Барда, здесь более подчеркнута
роль внутренних структур мозга. Сенсорные раздражители поступают от периферии к
кортексу, оцениваются; там присоединяются чувственные оценки и заложенные в
таламусе образцы поведения. После этого происходит переход к органу реализации.
Оттуда идет обратное сообщение, которое снова проходит оценивание и
очувствование. Эта теория способна объяснить наблюдаемое в клинике внезапное
пробуждение аффекта.
Двухкомпонентная теория С. Шехтера постулирует, что переживание эмоций
обусловлено сочетанием двух факторов. С одной стороны, должно быть
физиологическое возбуждение, с другой, ситуация должна допускать осмысленную
когнитивную интерпретацию этого возбуждения в терминах эмоций. Эта теория
основывалась на экспериментах, в которых испытуемым делались инъекции
возбуждающего препарата.
Дифференциация эмоций
Базальные эмоции (греч. basis – основа и лат. emovere – возбуждать, волновать)
представлены минимальным набором, на базе которого могут формироваться все
другие эмоциональные процессы и состояния. Именно эти эмоции фиксируются при
электрической стимуляции различных подкорковых зон мозга. К базальным эмоциям
относят эмоции радости, горя (печали), страха, гнева, удивления,
отвращения. В других исследованиях выделяется несколько иной набор: гнев,
страх, радость, горе, любовь (эротика), нежность.
Дифференциальная теория эмоций предложена К. Изардом (род. 1923), американским
психологом. В ней выделяется три уровня эмоций: нейрофизиологический,
экспрессивный, субъективный. На основе выраженности этих уровней дано описание
таких фундаментальных эмоций, как: интерес–возбуждение, радость, удивление,
горе–страдание–депрессия, гнев–отвращение–презрение, страх–тревожность,
стыд–застенчивость, вина.
Теория адаптационного синдрома разработана Х. Селье (1936 г.). Адаптационный
синдром (лат. adaptare — приспособлять и греч. syndrome — сочетание) —
приспособительная реакция организма, которая Включает в себя комплекс реакций
адаптации живого организма в ответ на значительные по силе и продолжительности
неблагоприятные воздействия (стрессоры). Основными физиологическими проявлениями
адаптационного синдрома являются: нарушение обмена веществ с преобладанием
процессов распада, увеличение коры надпочечников, уменьшение вилочковой
железы, селезенки и лимфатических узлов.
Динамика. В адаптационный синдром обычно входит три стадии:
на первой („стадии тревоги“), которая продолжается от нескольких часов до двух
суток, оказываются пройденными две фазы — шока и противошока, на последней из
которых происходит мобилизация защитных реакций организма;
на второй стадии („стадии сопротивляемости“) повышается устойчивость организма к
вредоносным воздействиям;
после этой стадии происходит либо выздоровление, либо она сменяется третьей
стадией („стадией истощения“), которая может окончиться гибелью организма.
Стресс (англ. stress – напряжение) — состояние психического напряжения, которая
обусловлена выполнением деятельности в особенно сложных условиях. В зависимости
от выраженности стресс может оказывать на деятельность, как положительное
влияние, так и отрицательное (до ее полной дезорганизации). К возникновению
стрессовых состояний могут приводить, например, сильные физические и
психические травмы, кровопотеря, мышечные нагрузки, инфекции.
Дистресс (греч. dys – приставка, означающая расстройство + англ. stress —
напряжение) — форма стресса, которая В основе дистресса лежат попытки адаптации
к неблагоприятной среде, связанные с выраженными негативными эмоциями и
оказывающие вредное влияние на здоровье.
Эмоциональные явления
Гедонизм (греч. hendone – наслаждение) — понятие античной культуры (в частности,
древнегреческой этики), кот·рое обозначало веселье и удовольствие как принцип
жизни. В философии киренаиков оно было положено в основу всего мироздания. При
этом смыслом жизни признавалось не только телесное, но и духовное
наслаждение.
Атараксия (греч. ataraxia – невозмутимость) — понятие античной культуры
(древнегреческой этики), которое обозначало душевное равновесие, которое для
мудрого человека должно быть идеалом жизненных устремлений и которое достигается
за счет отказа размышлять над метафизическими вопросами (о боге, о смерти, об
обществе) и высказывать какие–либо суждения о них. При этом, как считалось,
происходит переориентация человека на восприятие каждого момента жизни во всей
его полноте и нахождение истинной радости, заключенной в нем.
В настоящее время гедонизм становится объектом экспериментального исследования.
Опыты с „расщепленным мозгом“, проведенные Р. Сперри и М. Газзанигой,
показали, что с помощью электрошока или снотворного, вводимого в сонную
артерию, можно отключить одно или другое полушарие головного мозга. Если
отключается правое полушарие, то человека охватывает эйфория. Он становится
возбужден, весел, говорлив, импульсивен и беззаботен. Но если отключается
левое полушарие, то возникает депрессивное настроение, мир окрашивается в
черный цвет. В нейропсихологических исследованиях Р. Дэвидсона, проведенных в
этой же традиции, делается попытка локализовать способность к переживанию
радости и счастья в левой предлобной доле коры.
Ангедонизм (греч. a – отрицательная частица + hedone – наслаждение) —
клиническое нарушение, выступающее как неспособность переживать радость, в том
числе от секса, доставлять себе удовольствие простыми развлечениями (кино,
чтение, музыка и т.д.).Часто бывает следствием тяжелых переживаний. Может
выступать базовым признаком шизофрении.
Чувство бесчувствия — психопатологическое нарушение, которое характеризуется
субъективным впечатлением о собственной внутренней пустоте, смерти чувств,
чувство, что больше нет чувств. Больные жалуются на то, что они не чувствуют
больше любовь к своим детям, супругам, нет радости от ранее приятных занятий.
При этом само это состояние может порождать мучительные эмоции. Оно выступает
типичным проявлением при эндогенной депрессии, при неврозах, но также и при
возникновении шизофрении и других психозов.
Эйфория (греч. euphoria – состояние удовольствия) — радостное, веселое
настроение, которое характеризуется достаточной стойкостью. В поведенческом
плане наблюдается двигательное оживление, многословие, психомоторное
возбуждение. Иногда не имеет объективных причин для своего появления. В этих
случаях в качестве причин могут выступать олигофрения, поражения лобных долей
мозга, некоторые психические расстройства.
Вершинное переживание — понятие теории самоактуализации личности А. Маслоу,
которая представляет собой глубинное переживание индивида, выступающее ключом в
процессе его самоактуализации. К вершинным А. Маслоу относил такие переживания,
как экстаз, восторг, любовь, наслаждение от произведений искусства и от
природы.
Катарсис (греч. katharein – очищение) — понятие, введенное Аристотелем в
„Поэтике“ для обозначения очищающего действия трагедии на зрителей. Это — форма
эмоций, которая представляет собой сильное эмоциональное потрясение, которое
вызвано не реальными событиями жизни, а их символическим отображением,
например в произведении искусства. Для целенаправленной проработки тех или иных
конфликтных ситуаций он стал использоваться в психоанализе. Считается что, за
счет этого индивид избавляется от болезненного аффекта и невротических
симптомов.
Фрустрация (лат. frustratio – обман, тщетное ожидание) — негативное психическое
состояние, которое ообусловлено невозможностью удовлетворения тех или иных
потребностей. Проявляется в переживаниях разочарования, тревоги,
раздражительности, наконец, отчаянии. Эффективность деятельности при этом
существенно снижается, возможен полный отказ от нее.
Стыд — негативная эмоция, которая свидетельствует о возможности потери
самоуважения при его переживании акцентируется самосознание, и индивид начинает
воспринимать себя как маленького, беспомощного, скованного, глупого, ни к
чему не годного и не способного. Исходно, к переживанию стыда ведут ситуации
социального неодобрения личности или неудач в осуществлении ею какой–либо
деятельности.
Страх — негативное эмоциональное состояние, которая Возникает, прежде всего,
в ситуациях, когда мотивация избегания не может быть реализована. Возникает,
если индивид имеет побуждение и осознанную цель покинуть ситуацию, но
продолжает в силу внешних причин оставаться в ней. В подобных условиях локальный
страх может стать генерализованным. Как показано в экспериментах И.П. Павлова и
Дж. Вольпе, на основе генерализованного страха происходит научение и страх
приобретает форму личностной нелокализованной тревожности, или, связываясь с
широким кругом более или менее случайных предметов или ситуаций, становится
фобией. По Х. Айзенку, предпосылками возникновения тревожности выступают
высокие показатели таких личностных факторов, как невротизм и интроверсия.
Фобии (греч. phobos – страх) — навязчиво возникающие состояния страха.
Представляют собой один из видов невротических нарушений. Могут быть
изолированными и множественными, сочетаясь с другими навязчивостями, в
частности с обсессивно–компульсивными. Фобии могут быть связаны с развитием
психозов, неврозов и психопатий. Виды:
агорафобия, страх открытого пространства, немотивированное опасение переходить
улицы и площади, быть в толпе и транспорте, заставляющее больного большую
часть времени проводить дома. Может выступать компонентом невротической и
циклотимической депрессии;
гисофобия, патологическая боязнь высоты;
канцерофобия, страх раковой болезни;
клаустрофобия, страх закрытых помещений;
эритрофобия, страх покраснеть;
танатофобия, страх смерти, и др.
Тревога — отрицательное эмоциональное переживание, которое обусловлено
ожиданием чего–то опасного. Имеет диффузный характер, не связана с конкретными
событиями. При наличии тревоги на физиологическом уровне фиксируются учащение
дыхания, усиление сердцебиения, увеличение кровотока, повышение артериального
давления, возрастание общей возбудимости, снижение порога
чувствительности.
Характеризуется различной интенсивностью; изменчивостью во времени; наличием
осознаваемых неприятных переживаний напряженности, озабоченности,
беспокойства, опасения; сопровождается выраженной активацией вегетативной
нервной системы.
В теории Дж.А. Грэя тревога рассматривается как тормозящая система, включаемая
раздражителями, сигнализирующими о врожденных биологически важных стимулах и о
новых раздражителях, а также о предстоящем наказании и лишении вознаграждения.
Мозговыми структурами этой системы являются септальная зона перегородки,
гиппокамп и их соединение, нейрокортикальные входы в септо–гиппокампальную
систему, восходящие норадренэргические и серотонинэргические входы в
септо–гиппокампальную систему, дофаминэргический восходящий вход в
префронтальную кору и норадренэргический холинэргический вход в
септо–гиппокампальную систему.
Виды. Выделяют состояние тревоги и личностную тревожность
Состояние тревоги (реактивная тревога) — реакция на непосредственно действующие
раздражители. Для человека в качестве актуально действующих стрессоров часто
выступают социально–психологические ситуации, в которых ожидается негативная
оценка, агрессия со стороны других, т.е. все то, что ставит под удар его
самоуважение и престиж.
Тревожность — черта личности, которая связана с фоновым снижением порога
чувствительности по отношению к стрессорам. Индивид склонен воспринимать угрозу
своему Я в самых различных ситуациях, в том числе и нейтральных, и реагировать
на эти ситуации повышением реактивной тревоги.
Проявляется в легком и частом возникновении состояний тревоги. Тревожность
возникает при благоприятном фоне свойств нервной и эндокринной систем, но
формируется прижизненно, прежде всего, в силу нарушения форм внутри— и
межличностного общения, например между родителями и детьми.
Материал размещен на сайте HRM.RU
2013-05-11 в 18:05